Первые репетиции, первая песня, первая запись, первый сингл, первые изменения в составе, первый перерыв... Начиная с Пасхи'1967 и за 2,5 года существования группы, последовала череда первых шагов... Не хватало только одного самого важного: концертных выступлений.
Поначалу именно их Genesis и не планировали, поскольку музыканты видели себя только как группу авторов песен, которым однажды посчастливилось записать собственный материал в студии. Карьера в группе не была их целью. Когда их дебютный альбом "From Genesis to Revelation" (далее: FGTR — прим.) провалился, всё встало на свои места и, по сути, в их мышлении ничего не изменило. И всё же время, проведенное вместе, оставило свои следы. Когда Энтони Филлипс, Майк Резерфорд, Питер Гэбриэл, Тони Бэнкс и Джон Сильвер вновь собрались летом 1969 года, чтобы заняться музыкой и творчеством, все они почувствовали, что именно это им приносит большее удовольствие.
Их старый друг Ричард Макфейл полностью разделял их порыв. После несколько месяцев, проведенных в Израиле, он был вдохновлен тем, насколько сильно продвинулось их групповое звучание. Он всячески поощрял их идти дальше и поддерживал, будучи мастером на все руки. В конце концов, было решено сосредоточиться на группе. Барабанщик Джон Сильвер оказался единственным, кто решил ретироваться. Он отказался от карьеры музыканта и поступил в университет в США, но продолжал работать над новым материалом группы, пока не покинул страну. Однолетный контракт Джонатана Кинга с лейблом JonJo истек в конце августа 1969 года, поэтому группе пришлось продолжать работу без внешней поддержки.
20 августа они запланировали студийное время в Лондонской студии Regent Sound , чтобы записать демо с 4 песнями для показа лейблам и промоутерам. Они понимали, что не смогут жить дальше без концертных выступлений и новых поклонников. Они хотели начать играть концерты осенью. Пришлось искать и «бизнес», и нового барабанщика. С 22 сентября по 3 октября они репетировали в Сенд-Барнс, в доме родителей Энтони Филлипса, после чего переехали в местечко близ Уоттона, где у родителей Макфейла был коттедж, который они хотели продать следующей весной. По настоянию Ричарда им разрешили там пожить некоторое время. Их было шестеро: четыре музыканта, Макфейл и новый барабанщик Джон Мейхью. В поисках любой возможности для выступлений, он давал всем свой номер телефона в Лондоне. В конце концов он попал в руки Genesis. В том числе и благодаря своему опыту в роли концертного барабанщика.
Genesis свой первый концерт получили в Брунельском университете, в Лондоне, в субботу 1 ноября 1969 года, который был своего рода витриной для лейблов и промоутеров. Они должны были играть на разогреве. Но самое первое концертное выступление они отыграли за неделю до этого, в воскресенье 26 октября, на частном мероприятии (а не 23-го, как обычно указывают в публицистике). Оно состоялось в Чобхэме, в родном городе Питера Гэбриэла в Суррее. На вечеринке по случаю дня рождения требовалась музыкальная группа. Мать и сестры именинника Энтони Балмса (которому 27 октября исполнился 21 год) организовали мероприятие, а миссис Балмс спросила свою подругу Ирен Гэбриэл, мать Питера, сможет ли группа её сына там сыграть за 25 фунтов. Парни согласились (на итальянских форумах есть подробные исследования на эту тему). Вечеринка проходила у Балмсов, на вилле под названием Гарт-Хаус в Чобхэме. Группа должна была играть на внутреннем дворе. К сожалению, воскресенье выдалось холодным, так что большинство гостей предпочло находиться внутри. Конечно, репертуар не совсем подходил для танцев, но это не помешало Genesis пройти свою, так сказать, первую "публичную репетицию". Не так много известно об аппаратуре, которое использовали музыканты (Тони Бэнкс купил орган Хаммонд C3, на котором играл через встроенный усилитель Leslie, в то время как Энт использовал усилитель Vox AC30), поскольку нет ни фотографий, ни каких-либо аудио или видеозаписей того вечера. Единственное, что сохранилось - это документ, заслуживающий более пристального изучения: сет-лист той вечеринки, написанный почерком Питера!
Это очень поучительно, поскольку показывает, где группа стояла в этот решающий момент в своей истории, вскоре после наполненного эйфорией творческого лета, решения стать профессионалом после катастрофы Джонатана Кинга и незадолго до активного периода в коттедже зимой 1969/70, в котором формировалось их будущее звучание и их концертные навыки. Другими словами, формировалась группа, с которой нужно считаться. Какая из более чем 50 песен вошла в концертный сет-лист? Какие старые песни группа отбросила? Какие новые песни они сочли весьма пригодными для выступлений? Рукописные заметки Питера Гэбриэла дают нам представление о музыкальном мире Genesis по состоянию на октябрь 1969 года. На левой стороне листа - короткий список песен, а справа мы находим то, что, вероятно, было сет-листом того вечера.
Первый сет:
Группа свой первый концерт начала метко - с "In the Beginning”, рок-композиции Филлипса с текстом Гэбриэла. Она впервые была записана для демо летом 1968 года, а затем в сентябре для их дебютного альбома FGTR.
Они поддерживают атмосферу ещё одной быстрой песней из FGTR "The Serpent". Эта композиция Бэнкса и Гэбриэла была записана одной из первых в 1967 году для самой первой демо-записи группы (правда, под названием "She Is a Beautiful" и с другим текстом). Это было первое сотрудничество Бэнкса и Гэбриэла, побудившее Джонатана Кинга предложить группе летом контракт. Летом 1967 года для Кинга было записано еще одно демо.
Оживленно-фортепианная "Going Out to Get You", возможно, также написанная Бэнксом и Гэбриэлом, появилась летом 1969 года. Она была в списке одной из 4-х песен, записанных 20 августа 1969 для их новой демо-кассеты, после окончания контракта с Кингом. Композиция будет в дальнейшем развиваться и оставаться в концертном сете группы до 1972 года. В начале 1971 года её студийная версия будет выпущена как потенциальный первый сингл их нового состава (Бэнкс, Коллинз, Гэбриэл, Хакетт, Резерфорд), но эта запись, судя по всему, потеряна безвозвратно.
Мало что известно о песне "Masochistic Man", кроме тональности До-мажор (указано в сет-листе) и одной строчки Питера. По-видимому, песню не записывали, хотя она регулярно исполнялась вживую в 1969 году.
После собственных песен парни сыграли первый кавер из двух в первом сете. «The Stumble» - инструментальный блюзовый трек. Оригинал был написан легендой блюза Фредди Кингом с Сонни Томпсоном, но, вероятно, на данной вечеринке звучала популярная интерпретация 1967 года Джона Мейолла и The Blues Breaker, которую Genesis использования в качестве основы. Кстати, Стив Хакетт в 1994 году тоже сделал на неё кавер для своего альбома "Blues With a Feeling".
"Black Sheep" была вторым кавером в сете. Оригинал появился в дебютном альбоме SRC (Scot Richard Case), психоделической рок-группы из Детройта. Группа считается ранним влиянием на Genesis. Явное использование органа Хаммонда, подобное таким группам, как Procol Harum, это подчеркивает.
Первый сет заканчивается "Vision of Angels" - самой важной композицией Энтони Филлипса. На тот момент Энт сочинил песню на фортепиано в духе современных хитов Beatles и Beach Boys в начале 1968 года. Она была записана во время сессий к альбому FGTR в начале сентября 1968 года, но так как группе не понравился ни один из дублей, песню решили отложить. Тем не менее она стала основным продуктом концертного сета, пока Филлипс не ушел из группы. Также она была записана для следующего альбома "Trespass" (1970).
Второй сет:
Второй сет начинается с "Build Me a Mountain", еще одной песней из сессий к FGTR от сентября 1968 года, которая в финальную версию альбома не попала. Какое-то время она оставалась в концертном сете. У песни есть фортепианное вступление из темы «Лебединого озера» Чайковского. Было ли оно в концертном выступлении, неизвестно.
"In Limbo" - еще одна песня из FGTR. Сочинена всей группой. Духовая аранжировка песни вряд ли исполнялась вживую.
Во втором сете были еще две кавер-версии. «Sitting on the Top of the World» была впервые выпущена группой Mississippi Sheiks в 1930 году (и написана её участниками Уолтером Винсоном и Лонни Чатмоном). Её кавер-исполнение Genesis основано на версии Cream, выпущенной в 1968 году из альбома "Wheels of Fire".
"Key to Love" - второй кавер, связанный с Клэптоном. Он был написан Джоном Мейоллом и появился в 1966 году на его блюз-рок альбоме "John Mayall Blues Breakers with Eric Clapton", также известный как альбом "Beano".
Мало что известно о "Chobham Chords", кроме того, что она играется в Фа-мажоре. Чобхэм - это родной город Питера. Возможно, это "Looking for Someone", песня, которую Питер принес в группу и которая была завершена Тони Бэнксом. "Looking For Someone" появилась в сет-листах в начале ноября 1969 года. Также она была записана в рамках сессий BBC Night Ride 22 февраля 1970 года и стала открывающим треком на альбоме "Trespass".
Вообще ничего неизвестно о следующей композиции в сет-листе «Digby (of the Rambling Like)». Дигби - это название небольшого городка неподалеку от Линкольна. Песня звучала и на других концертах, но записей никаких нет.
Второй сет закончился новой песней "The Nice". Это еще одна песня, написанная Гэбриэлом и завершенная Бэнксом. Ею Genesis отдают дань уважения одной из своих любимых групп тех дней The Nice, чей клавишник Кит Эмерсон добьётся большого успеха в ELP. Орган в этой песне, которая позже будет переименована в The Knife, следовала стилю Эмерсона и выражала собой изменение в сторону более мрачных, более агрессивных рок-песен. "The Knife" в качестве песни-протеста стала живой классикой группы. Она обычно исполнялась в сете последним номером и могла продолжаться более 15 минут на некоторых шоу. Из-за проблем, связанных с длиной альбома на виниловых пластинках, её записали в короткой версии для "Trespass" в 1970 году. Также «The Knife» была выпущена синглом, разделенная на две стороны. Песня будет исполняться регулярно, пока Гэбриэл не покинет группу в 1975 году. В последний раз она была исполнена в укороченной версии Филом во время тура в поддержку альбома «Duke» в 1980 году.
Третий сет:
В то время как первые два сета были рОковыми, третий сет был наполнен спокойным и романтичным материалом. Genesis начали с "Little Leaf", акустической песни, написанной Филлипсом во время бездействия группы после записей для FGTR. Композиция была записана группой в доме родителей Филлипса летом 1969 года, но запись, судя по всему, потеряна. Энтони Филлипс не раз говорил, что помнит одну из строк припева как "самую смущающую" ("Похороните мою печаль в полях завтрашнего дня"). В 1976 году он сольно записал гитарную версию (выпущенную как "Old Wives Tale" для альбома "Archive Collection Volume II") и переработанную гитарную дуэтную версию песни в 1982 году (выпущенную на «Private Parts & Pieces III - Antiques»). Также ходили слухи, что первые 50 секунд "Resignation" - песни, записанной 9 января 1970 года на BBC Tapes Jackson, является частью «Little Leaf».
"Pacidy" - мечтательная песня в размере 6/8, сочиненная Майком Резерфордом с некоторыми партиями Энтони Филлипса. Финальная версия будет завершена группой целиком. Это была одна из четырех песен, которые были записаны в качестве демо 20 августа 1969 года, хотя поклонники также могли её слышать на записи BBC Night Ride, записанной полгода спустя, 22 февраля 1970 года.
"Family" - еще одна песня Филлипса / Резерфорда, которая также была записана на демо-сессии в августе 1969 года. Позднее её изменили и записали для альбома Trespass. Все её знают под конечным названием «Dusk».
Ещё один трек из FGTR нашел свое место в этом сете. "Window" - третья песня Филлипса и Резерфорда в этом сете. Сомневаемся, что духовые и струнные из альбома были воссозданы вживую в этой акустической версии.
"White Mountain" была четвёртой песней из демо от августа 1969 года. Также нашла свое концертное место. Основная идея исходила от Энтони Филлипса и Майка Резерфорда. Закончена была Тони Бэнксом. Песня появился в сет-листах Genesis, когда Филлипс еще играл в группе, поздней её запишут для "Trespass". Последний раз она была сыграна вживую во время дебютного тура Фила Коллинза в роли певца в 1976 году.
"Stranger" - это совершенно новая на тот момент композиция Энтони Филлипса. Он сочинил ее летом 1969 года. Песню на пленку (хоть и с некоторыми изъянами) он записал с Майком Резерфордом. Также её записывали группой для Night Ride в 1969 и в 1970 году руками продюсера Алека Рида, хотя эти записи благополучно утеряны. В концертном сете песня долго не продержалась. Филлипсу трудно удавались высокие ноты. Единственная доступная её версия выпущена в октябре 1990 года, когда Филлипс работал над переизданием своего первого сольника "Private Parts & Pieces".
"Babies" - была последней песней этого сета. О песне ничего неизвестно, кроме того, что она была сыграна в До-мажоре.
Четвертый сет
Четвертый и последний концертый сет, возможно, это был блок выхода на бис. Вопрос в том, началась ли она с "The Movement" или с "There Was a Movement". Это названия разных песен. Неизданная песня "There Was a Movement" была записана (по крайней мере один раз) в качестве демо-версии 13 марта 1968 года. "The Movement" появилась только летом 1969 года. Будучи 40-минутной, она считается "слоновым" треком, который породил множество других песен, таких как "Stagnation" (выпущена в Trespass в 1970 году), "Moss" (невыпущена), «The Light» (исполнялась в 1970\71), "Get'em Out by Friday" (вышла в альбоме "Foxtrot" в 1972) и "The Colony of Slippermen" (выпущена в 1974 году в "The Lamb Lies Down on Broadway"). По некоторым сведениям, её записывали в доме родителей Джона Сильвера.
«One Day» - еще одна песня из FGTR. Эта композиция академического типа Бэнкса и Гэбриэла была записана в качестве демки летом 1968 года, после чего ее записали для альбома в сентябре 1968 году.
Ничего неизвестно о следующей песне в сете, названной «Grandma». По-видимому, ее играли на концертах до весны 1970 года.
Предпоследнюю песню Энтони Филлипс сочинил сразу после сессий FGTR, когда все разошлись по своим путям. "Let Us Now Make Love" часто играли вживую, пока Филлипс был в группе. Она была записана для сессий BBC Night Tide 22 февраля 1970. В октябре 1990 года Филлипс записал инструментальную версию и выпустил бонусом для переиздания альбома "Private Parts & Pieces IV: Ivory Moon".
Группа завершила свой первый концерт сильным треком Бэнкса и Гэбриэла под названием «The Conqueror» из их дебютного альбома.
Несколько песен попали в расширенный лист, но не попали в первый концертный сет. Среди них есть кавер-версии «Crossroads» (изначально написанная Робертом Джонсоном в 1937 году, более известная в версии Cream в 1968 году), и "Do I Still Figure In Your Life?" (изначально написанной Honeybus в 1967 году и более известной в версии Джо Кокера в 1969 году). Обе исполнялись на поздних концертах. В расширенном листе также указаны "In Hiding" (из FGTR), «Silver Song» (Энт сочинил прощальную песню для Джона Сильвера летом 1969 года, записал ее с Филом Коллинзом и Майком Резерфордом в 1973), песня Тони Бэнкса "The Shepherd" (записана для сеанса BBC Night Ride 22 февраля 1970 и игралась вживую опосля), а также неизвестные "Eastern Magic Boogie", "Classic", "Wandering","Eric" и "Think Again", которые, возможно, нашли себя поздней в других песнях.
Резюме
Песни из FGTR никто не игнорировал. В концертный сет попали 6 песен из альбома и 2 дополнительные из сессий. Из последней демо-кассеты были исполнены все 4 трека. Три из них поздней запишут для BBC Night Ride в феврале 1970 года. Также можно с уверенностью предположить, что по крайней мере прото-версии всех песен из «Trespass» были частью сета. Варианты 2-3 песен оказались на альбомах Энтони Филлипса, в то время как 4-5 композиций всё ещё остаются неизвестными. Плюс 4 кавера. Нетрудно заметить, что на первый план выдвигались прогрессивные элементы, использование спокойных 12-струнных гитар и более жестких моментов психоделического рока. Этот сет-лист из 26 песен уникален в своем роде, при этом само мероприятие было необычным. Группа, судя по всему, выступала весь вечер.
Их следующий (и первый публичный) концерт в Брунельском университете от 1 ноября 1969 года был намного короче. Прежде всего, это был разогрев для групп Caravan и The Idle Race. По воспоминаниям различных участников групп, они исполняли следующие песни: "In the Wilderness", "Masochistic Man", "The Stumble" (кавер), "Black Sheep" (кавер), "Built Me a Mountain", "In Limblo", "Digby", "Little Leaf", "Babies", "Key to Love" (кавер), "Looking For Someone" (Chobham Chords?), "Twilight Alehouse" (Новая!), "Sitting on Top of the World" (кавер), "Pacidy".
Группа сделала первые шаги!
Автор: Штеффен Герлах.
Перевод: Андрей Борисов.
Фото: Брайан Рутс и Брайан Робертс.