Ошибки родителей при формировании у детей учебной мотивации
Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, но что делать, если ребёнок не заинтересован в учёбе? Как его правильно мотивировать? Как не ошибиться и правильно настроить ребёнка на учёбу?
В прошлой статье мы начали обсуждать эту проблему. Продолжим разбирать ошибки, которые совершают многие родители в отношении школьников.
Ошибка 9: проецирование своих ожиданий на ребёнка.
Родители верят в то, что дети должны разделять их интересы и порой не допускают даже мысли о том, что их ребёнку это не близко. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Ошибка 10: награды.
«Если ты решишь эти задачи по математике, то получишь деньги на карманные расходы».
Такая стратегия приводит к тому, что ребёнок начинает учиться ради награды. Наиболее целесообразно и правильно просто выразить уважение к усилиям, которые ребёнок вкладывает в выполнение задания.
Ошибка 11: давление.
Имеет много «лиц», и каждое из них демотивирует. Спешка, принуждение, угрозы, шантаж, конкуренция... Наказания и награды также являются своего рода давлением.
Из страха ребёнок начинает действовать так, чтобы избежать давления, а его внутренняя мотивация гаснет.
Самый распространённый тип давления - наказание. Наказание не нужно путать с последствиями. Последствие – это прямой результат действия (или его отсутствия).
«Если не сделаешь домашнюю работу, то не куплю тебе мороженое» – это наказание. «Если не сделаешь домашнюю работу, то придёшь на уроки неподготовленным» – это последствие.
Ошибка 12: вызванное чувство вины.
Его часто путают с чувством ответственности. Чувство вины демотивирует, потому что это эмоциональное наказание. Ответственность – это инструмент для работы над осознанием последствий.
Ошибка 13: ребёнку не объяснили смысл и цель его деятельности.
Дети, как и взрослые, не хотят делать то, в чём не видят смысла. Вынужденность бессмысленных действий порождает в них глубокое чувство потери времени, провоцируя гнев и разочарование. Роль взрослого – раскрыть ребёнку значение и суть поставленной задачи.
Ошибка 14: нечестное поведение по отношению к ребёнку.
Например, применение двойных стандартов – взрослый вправе быть усталым или не в настроении и позволить себе расслабиться, в то время как от ребёнка родители всегда требуют хорошего физического и психоэмоционального состояния и безотказности. Нечестно также нарушать данное ребёнку слово.
Ошибка 15: разрушение чувства собственного достоинства.
Например, сравнение с другими, высмеивание, игнорирование проблем и интересов ребёнка, а также отрицательная оценка его как человека.
Разрушительно действует и противопоставление, в котором мир взрослых возвышают над миром ребёнка, показывая, что дела взрослых важны, а дела и интересы ребёнка нет.
Ошибка 16: выручка и поблажки.
Это завуалированные разрушители чувства собственного достоинства, которые, с одной стороны, снимают с ребёнка ответственность, а с другой – являются скрытым посылом «Ты плохой, не справишься, я намного тебя лучше».
Страх неудачи и неверие в собственные силы – это якоря, не позволяющие ребёнку двигаться вперёд.
Парадоксально, но в процессе воспитания конечная цель мотивации – освободить ребёнка от давления мотивациями.
В идеале взрослый человек должен быть независимым от внешних оценок и уметь самостоятельно выбирать свой жизненный путь на основе своих ценностных установок и без оглядки на мнение окружающих, моду, похвалу или осуждение.
База для этого закладывается в детстве. Излишняя мотивация может сделать ребёнка слишком зависимым от чужого мнения, а демотивация убьёт веру в собственные силы и приведёт к пассивности.