Найти в Дзене
ActivityEdu

Первые результаты дистанта. Минпрос и реальность

Оглавление

Министр просвещения Сергей Кравцов в недавнем интервью так оценил действия вверенного ему органа государственного управления в период пандемии коронавируса: «С первым вызовом, как мне кажется, министерство справилось». О решении одной из самых сложных и важных проблем дистанционного обучения – росте неравенства образовательных возможностей – министр предпочел промолчать, но отметил, что у выпускников, например, появилось больше времени для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ), попросил их «распорядиться вынужденным перерывом с пользой» и выразил уверенность, что «тогда они смогут получить даже более высокий балл, чем рассчитывали в начале года». Взгляды министра на неготовность школ к переходу в онлайн и его мнение о достоинствах «дистанционки» комментирует наш обозреватель.

Неготовность школ к дистанционному обучению

Ни для кого не секрет, что дистанционное обучение в некоторых школах до сих пор сводится к указаниям: «Прочитайте параграф учебника, посмотрите видеоролик, выполните тесты и пришлите домашнее задание». Разница только в способах доставки указаний: кто-то пользуется электронным дневником, в других школах основным средством коммуникации служат электронная почта или мессенджер, а где-то школьники получают домашние задания и результаты их выполнения в обычные почтовые ящики.

Оценка Сергеем Кравцовым процесса перехода на обучение с использованием элементов современных дистанционных технологий показалась мне взвешенной.

Не все школы и не все учителя были к этому готовы. Для многих семей это оказалось шоком. <…> Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые всякий раз зависали из-за перегрузки. Проблем с учебой возникло много, – признал министр просвещения.

Другое дело, что неготовность к переходу некоторых школ и учителей, причем как техническая, так и методическая, была очевидна и до объявления карантинных мер. И о существенной разнице в готовности к новым форматам обучения, как и о других отличиях отдельных школ и даже целых регионов, Минпросвещения должно быть информировано лучше всех, но, по словам министра, осознание этого произошло только сейчас.

Когда образовательный процесс все же пошел, пусть и в новой форме, мы убедились, что наши школы живут, действительно, очень по-разному. В одних – четверти, в других – триместры; одни на пятидневке, другие на шестидневке. Большое разнообразие программ, несовпадение времени каникул, – констатировал Сергей Кравцов.

Мешают объективные сложности

Один из мировых трендов – развитие программ, направленных на выравнивание образовательных возможностей. Крупнейшие мировые организации, такие как учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк, пристально следят за влиянием эпидемии коронавирусной инфекции на школьное образование и прогнозируют усиление неравенства.

Один из факторов роста неравенства в России – слабое развитие инфраструктуры в отдельных регионах и отсутствие у школьников необходимых для онлайн-обучения технических устройств. По мнению главы Минпросвещения, быстрому решению проблемы препятствуют объективные сложности:

Непросто обеспечить все семьи тем, в чем они нуждаются для учебы. Это в любом случае госзакупки, торги, целая история. Просто даже из-за законодательства все это невозможно сделать быстро.

Для снижения остроты проблемы Агентство стратегических инициатив (АСИ) запустило всероссийскую благотворительную программу «Помоги учиться дома» по сбору компьютеров для нуждающихся школьников. Правда, по оценке главы АСИ Светланы Чупшевой, российским школьникам для дистанционного обучения нужно от 1,5 до 2 млн компьютеров. Получится ли помочь всем?

Всем, думаю, не получится. Но самым нуждающимся – да, – сообщил глава Минпросвещения.

По последним данным, в рамках всероссийской акции «Помоги учиться дома» школьникам и педагогам было передано 150 тыс. компьютеров для организации дистанционного обучения.

Возможно, стоит модернизировать нашу неповоротливую систему торгов и госзакупок, чтобы оперативно реагировать на возникающие проблемы. Телеграм-канал «Большая перемена» сообщает, какие меры принимаются в других странах. В Италии, к примеру, правительство выделило 80 млн евро для покупки компьютеров, планшетов и устройств с возможностью выхода в интернет, предназначенных для учеников начальных и средних школ. Вена инвестирует 3 млн евро в ноутбуки для школьников. Устройства распространяются через школы в сотрудничестве с Венским управлением образования, которое позволяет ученикам брать устройства в аренду на время карантина, при этом ноутбуки остаются собственностью города. Для реализации дистанционного обучения в Нью-Йорке Департамент образования предоставляет нуждающимся iPad с доступом в интернет.

Почему нельзя отменить ЕГЭ

Позиция Минпросвещения относительно проведения ЕГЭ выглядит, с моей точки зрения, ясной и обоснованной.

Мы сделаем все, чтобы ЕГЭ состоялся, когда это будет безопасно для ребят и учителей. Мы уже отодвинули сроки экзамена и сделаем это еще раз, если будет надо. Решение по датам примем после майских праздников, – проинформировал Сергей Кравцов.

Призывы отменить ЕГЭ, по мнению министра, не выдерживают критики. Это предложение легко озвучить, но крайне сложно реализовать. Несправедливо, считает Сергей Кравцов, зачислять в вузы только на основании аттестата, поскольку пятерка в одной школе может соответствовать четверке или даже тройке в другой:

Пятерку по физике в профильной физматшколе и пятерку по тому же предмету в обычной школе учителя ставят за совершенно разный усвоенный объем знаний. И если всех внезапно уравнять, разве это честно? Мы просто обидим одних ребят и сломаем жизнь другим.

Внешняя независимая оценка знаний по единым заданиям, критериям и требованиям нужна, помимо всего прочего, для того, чтобы выпускники точно понимали свои возможности и способности.

Еще один аргумент: если отменить ЕГЭ, то большинство школьников с отличными аттестатами подаст документы в 15-20 ведущих университетов, а остальные вузы останутся без подготовленных абитуриентов, будущих студентов.

Замечу, что поток необоснованных предложений по отмене ЕГЭ заметно уменьшился после публикации исследования «Оценка различных вариантов проведения государственной итоговой аттестации (в том числе ЕГЭ) в 2020 году с учетом международного опыта», в котором убедительно показана необходимость проведения аттестации одиннадцатиклассников.

Как получить высокий балл ЕГЭ?

Если твердая и последовательная позиция Сергея Кравцова по поводу государственной аттестации вызывает уважение, то с его оценкой онлайн-формата как «значительного подспорья» в подготовке к ЕГЭ согласиться сложно.

Корреспондент задал министру напрашивающийся вопрос: «Когда вы возглавляли Рособрнадзор и отвечали за проведение ЕГЭ, то всегда говорили, что самое важное – обеспечить равные условия для выпускников. Мне кажется, что сейчас этого уже не получится сделать. В одних школах учеников смогут хорошо подготовить даже дистанционно, а в других “удаленка” налажена хуже. <…> И как тут быть?»

Это понятная обеспокоенность. Но давайте посмотрим на ситуацию по-другому. Сейчас у выпускников появилось больше времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Это уже очень значительное подспорье. Обычно как: закончилась учеба, и практически сразу начинаются экзамены. Теперь у ребят есть время что-то подтянуть, что-то проработать, – ответил глава Минпросвещения.

Далее министр произнес фразу, которая ставит под сомнение труд учителей-предметников по подготовке выпускников к сдаче к ЕГЭ:

Очень прошу наших выпускников распорядиться этим вынужденным перерывом с пользой. Я уверен, что тогда они смогут получить даже более высокий балл, чем рассчитывали в начале года.

Если следовать этой логике, для улучшения результатов ЕГЭ нужно всего лишь освободить учеников выпускных классов от посещения школы, а также запустить образовательный телеканал «Моя школа в online» и сайт cifra.school с полным комплектом учебных материалов, заданий и уроков по ключевым школьным предметам. Времени появляется больше, учебные материалы доступны – вперед к высоким баллам ЕГЭ!

Действительно, такой подход, разумеется, в сочетании с постоянной обратной связью с учителем, может позволить хорошо подготовленным и мотивированным ученикам добиться более высоких результатов. В сильных образовательных организациях, учащиеся которых регулярно выигрывают олимпиады и поступают в ведущие вузы страны, таких детей много. Но в России свыше 40 тыс. школ и 16,5 млн школьников, и многие из них испытывают серьезные проблемы после перехода на дистанционное обучение.

Для выпускников школ, решающих задачу получения аттестата или минимальных баллов ЕГЭ, дающих право подачи документов в вуз, переход на «дистанционку» – это не «значительное подспорье», а головная боль. Эффективно учиться по телевизионным урокам и заданиям на сайте способны, увы, далеко не все. Многие не представляют полноценную подготовку к государственной аттестации без учителей, а возможности по организации видео- или аудиоконференций для регулярных консультаций даже в крупных городах есть не у всех.

Педагогам нужны эффективные методические рекомендации

Еще одна острая проблема – отсутствие методических наработок по проведению дистанционных занятий. Сергей Кравцов считает, что министерство все необходимое сделало:

Мы, как министерство, продолжаем помогать школам и педагогам с содержательной частью – даем методики, объясняем, как лучше выстроить работу в этих экстраординарных условиях.

А что же на деле? Минпросвещения опубликовало методические рекомендации по организации дистанционного обучения. К сожалению, практическая ценность этого документа невелика, поскольку рекомендации сводятся в основном к указаниям образовательным организациям разработать и утвердить локальные акты, которые определят «порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам».

Методические рекомендации, в которых утверждается необходимость разработки методических рекомендаций, – это, конечно, очень важно, как и обеспечение «ведения учета результатов образовательного процесса в электронной форме», но школы и педагоги в первую очередь нуждаются не в этом.

Есть в рекомендациях и «практический» совет школам от министерства: организовать мониторинг фактически присутствующих на уроках школьников. Разве справились бы школы и учителя без этого совета, равно как и без инструкции по организации видеоконференции с использованием платформы «Скайп»?

Учителя и министерство решают разные задачи: если педагоги думают прежде всего о том, как научить, дать задания, проверить понимание и выполнение, организовать эффективную обратную связь и помощь, то чиновникам важны и нужны «локальные акты» и «ведение учета». И переход на дистанционное обучение в этом смысле ничего, к сожалению, не изменил.

От Минпросвещения в это сложное время школы и педагоги ждут не указаний по оформлению отчетности, а действительно эффективных методических рекомендаций. Вот только дождутся ли?

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

Автор: Сергей Блинов

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.