Ситуация с экстренным массовым переходом школ на дистанционную форму обучения в марте-апреле 2020 года показала недостаточную методическую проработку этого вопроса, в частности на уровне начального общего образования. Среди проблем, которые называют многие учителя, можно отметить:
- повышение нагрузки детей на органы слуха и зрения;
- повышение повседневной образовательной нагрузки детей;
- снижение мотивации к обучению у некоторых учеников;
- усложнение взаимодействия между участниками образовательного процесса;
- повышение нагрузки учителей при подготовке к занятиям.
Основной причиной этих проблем является подход к дистанционному уроку как к очному уроку, проводимому с применением информационно-коммуникационных технологий. Между тем, дистанционное обучение — это принципиально другая форма работы, с иной типологией и структурой занятий, иными взаимодействиями с учениками.
В частности, при планировании дистанционного урока важно понять какие виды работы необходимо проводить очно, а какие можно организовать без контактной работы. Такое планирование ощутимо отличается от планирования очных уроков.
Однако переход на дистанционную форму обучения происходил крайне оперативно, что не позволило подготовить и провести полноценную переподготовку учителей. Особую важность это приобрело для начальной школы, где требования санитарных правил и норм к использованию компьютерных технологий гораздо строже, а ИКТ-компетентность учеников значительно ниже.
Для обеспечения экстренного перехода начальной школы на дистанционную форму работы можно предложить специальный алгоритм подготовки к занятию. Он состоит из трех основных этапов:
1. Этап планирования контроля.
2. Этап планирования взаимодействия.
3. Этап выбора технологий.
На этапе «планирования контроля» учитель, исходя из цели занятия, определяет, потребуется ли ему непосредственный контроль за выполнением работы. Ответ на этот вопрос определяет следующий этап.
Если ответ отрицателен – то этапы 2 и 3 неразделимы. Учитель на этом этапе определяет, необходимы ли ему цифровые, интерактивные ресурсы или же задания выполняются традиционными способами.
Если ответ на первом этапе положителен – то на этапе «планирования взаимодействия» учитель определяет, есть ли потребность в совместном обсуждении вопросов урока. Ответ на этот вопрос определяет третий этап. Отрицательный ответ приводит к составлению плана индивидуальных консультаций, с использованием систем видеообщения. А положительный ответ – к определению форм взаимодействия, среди которых:
- работа в малых группах;
- индивидуальная работа с защитой результата;
- мозговой штурм.
Если убрать дистанционную часть, все то же самое можно делать в очном процессе — работа в малых группах с общим обсуждением результатов, мозговые штурмы, перевернутый класс с самостоятельным изучением материала — все это активно используется с первого класса.
Для каждой из форм работы предлагаются свои способы взаимодействия и свои технологические решения, при этом надо понимать, что в схеме указаны далеко не все возможные варианты.
После выхода из режима самоизоляции все эти приемы останутся востребованными - дистанционные образовательные технологии могут использоваться как поддержка очного обучения. Дети действительно включаются в работу, наличие общих чатов (даже без активного участия учителя) упрощает работу над проектами и исследованиями, незаменимо при подготовке образовательных событий.
Авторы: Каплан Адель, Павлюкевич Ксения