Более 340 инфраструктурных проектов ГЧП оказались в группе риска из-за пандемии коронавируса, роста курсов валют и замедления экономики, выявили эксперты Национального Центра ГЧП в рамках подготовки обзора «Кризис и инфраструктура: стоит ли сокращать затраты на инфраструктурные проекты». При этом по проектам, которые уже эксплуатируются, бизнес может понести около 47,3 млрд руб. убытков. Проекты на стадии строительства могут обойтись на 72,8 млрд руб. дороже. Кроме того, под угрозой находятся еще более 390 проектных инициатив, в сложившихся условиях они могут быть отложены на неопределенный срок.
Наибольшими потерями может обернуться реализация проектов в ЖКХ: в зоне риска находятся 130 проектов, возможные убытки по ним оцениваются в 28,4 млрд руб., стоимость реализации может увеличиться на 24,6 млрд руб.; в транспортной инфраструктуре : по 54 проектам убытки могут составить 18,2 млрд руб., удорожание — 40,9 млрд рублей. Также в группе риска 162 проекта социальной сферы, убытки по ним прогнозируются в размере 0,79 млрд руб., удорожание – 7,36 млрд., говорится в экспертном релизе.
Больше всего может принести убытков проект по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Недополученная выручка по проекту до конца года может составить 11,3 млрд руб.
Среди факторов, влияющих на возникновение рисков при реализации ГЧП-проектов, эксперты Центра выделяют:
- удорожание используемых стройматериалов и техники;
- ослабление рубля по отношению к иностранным валютам;
- ускорение инфляции;
- приостановку строительства из-за пандемии;
- ухудшение платежной дисциплины.
В ходе исследования Центр с привлечением экспертного сообщества подготовили проект рекомендаций по мерам поддержки рынка и его участников для минимизации последствий пандемии и экономического кризиса. По итогам состоявшегося в онлайн-формате обсуждения проекта рекомендации, в котором приняли участие более 120 представителей рынка ГЧП, были определены наиболее приоритетные меры. В их числе:
- смягчение порядка изменений концессионных соглашений;
- предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на софинансирование региональных и муниципальных ГЧП-проектов (возможно в рамках специальной программы поддержки);
- применение налоговых мер поддержки по ГЧП-проектам, в том числе возврат практики возмещения НДС по «бюджетному плечу» и введение коэффициентов ускоренной амортизации объектов соглашений;
- создание фонда выкупа долгов, субсидирование процентных ставок и запуск программы льготного рефинансирования ГЧП-проектов;
- устранение «серых зон» действующего концессионного законодательства, законодательства о ГЧП.
Предлагаемые меры поддержки будут направлены в правительство РФ. Регионы в свою очередь получат отдельные рекомендации, а также перечень проектов, находящихся в группе риска.
Полный текст исследования доступен по ссылке: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/krizis-i-infrastruktura-stoit-li-sokrasat-rashody-na-infrastrukturnye-proekty