Веселая комедия, которая ничуть не устарела и хорошо смотрится и сегодня. Знаете почему?
Потому что сюжет обращен к вневременной теме – к саморефлексии, к пониманию своего положения в мире, своих слабостей, к вопросу: что же я хочу в жизни?
Фильм снят по мотивам успешной бродвейской пьесы. Знаете… пьесы плохо транслируются на большой киноэкран. Чем серьезнее пьеса, тем фильм получается хуже – если ничего не менять. Пьесы легкие по сюжету получаются на экране гораздо лучше.
По счастью режиссером этого фильма был Билли Уайлдер. Который начинал в Голливуде как сценарист, а потом "немножко переквалифицировался" - стал кинокартины режиссировать.
Он знал, как надо снять ленту, чтобы зрителю стало смешно. Каким должен быть для этого сценарий. И немножко поправил исходный текст пьесы.
*
Итак, синопсис!
Нью-Йорк. Середина 1950-х. Лето. Жара, просто нестерпимая жара. Примерный семьянин среднего возраста Ричард Шерман (Том Юилл) отправляет жену и сына на отдых, подальше от городской сковородки.
Сам он покинуть город не может. Шерман работает редактором в нью-йоркском издательстве, выпускающем книжки в мягкой обложке. Сокращенную в пять раз Анну Каренину, так сказать, ценой в полтинник. Облегченные версии для чтения в метро.
У него, наоборот, горячая пора перед осенним сезоном продаж. Поэтому запарка в работе.
Работа хорошо оплачивается и Шерман материальных проблем не испытывает. У него удачный брак, который продолжается уже седьмой год. Жену он любит и немного… подкаблучник. Постоянно обращается к ней в мыслях, ведет с ней мысленный диалог, так сказать.
Оставшись наедине сам с собой и без жены, Ричард Шерман невольно ощущает себя холостяком, как в своей до женатой жизни. И начинает фантазировать, недаром он зарабатывает в жизни головой, а не руками.
Фантазии его – это просто… фантазии, реальной основы под собой не имеют. И вдруг – бум! Вернее – дзинь! Звонок в дверь. На пороге появляется молодая и крайне аппетитная цыпочка. Так бы ее и съел!
Оказалось, что соседи по подъезду уехали в Европу и сдали в поднаем свою квартиру девушке, фотомодели из провинции (как Шерман саркастически замечает: "может, это Мэрилин Монро?")
Впрочем, Ричард на девушку внимания не обращает. Он пытается приступить к работе, но постоянно отвлекается, жара не дает ему сосредоточится. И ждет вечернего звонка жены.
Что? Она ему не доверяет что ли? Таким образом контролирует?
И тут – бум! Теперь уже настоящий – бумм! Сверху на него падает горшок с томатом. Он едва отошел, был тут буквально секунду назад! Его могло убить это!
Происшедшее дало повод Шерману аппетитную соседку сверху пригласить выпить и познакомиться. Та охотно соглашается, потому что она девушка по натуре добрая и жизнерадостная.
Ричард тут же начинает фантазировать о развитии внебрачного романа с соседкой, как он соблазнит аппетитную цыпочку вторым концертом Рахманинова, музыка заставит ее отдаться ему – хех! Одно слово – интеллигенция!
Все это подразумевает в дальнейшем развитии сюжета адюльтер – но, посмотрим! Девушка (у нее нет имени в фильме – может, это Мэрилин Монро?) наконец появляется в розовом костюмчике. Начинается непринужденный разговор
Помня удачный ход, когда в фильме Джентльмены предпочитают блондинок для Монро была предложена роль "тупой блондинки" - красивой, но недалекой певички, мечтающей в жизни только о бриллиантах, киностудия решила усилить ее характерность.
В этом фильме Монро играет "тупую блондинку на стероидах". "Блондинку из анекдотов в квадрате", так сказать. И снова был достигнут успех! Монро роль несомненно удалась, у нее был природный комический дар. Мэрилин умела смешить людей.
Мартини был выпит за знакомство. И пара решила продолжить шампанским. Закусывая, его картофельными чипсами. А чего? Все икру им к шампанскому подавай.
Вечер не обошелся без рояля, тут Ричард все предугадал. Но Рахманинов был отправлен в топку, ох уж эти интеллигентский фантазии! Вместо него пара играет в четыре руки собачий вальс, хехе!
Шерман предпринимает атаку, и пара сваливается со стула на пол. Ричард Шерман страшно этим смущен, и просит девушку тут же убраться к себе на второй этаж. Адюльтера не происходит.
Эх, будь Шерман помускулистее и понахрапистие он бы девушку несомненно завалил и ею овладел. А так – получилось как получилось. Слишком Ричард Шерман по фактуре хлипкий и робкий, двумя словами. Напоминает Семен Семеныча Горбункова из нашей "Бриллиантовой руки".
На следующее утро Шерман просыпается в крайнем возбуждении. Он пытается убежать от себя. Просится у начальника с работы его отпустить, чтобы ему с своей женой воссоединиться.
Все это глупости, работа совершенно неотложная, перепоручить некому и ему приходится продолжать. В воспаленном воображении Ричарда проносятся картины о том, что все окружающие узнали о его неподобающем поведении и шепчутся осуждающе о нем.
Все это ерунда, конечно. Жители мегаполиса, где каждый занят только собой – как же! Шерман редактирует книгу доктора, который пишет, что почти каждый мужчина в период седьмого года в браке изменяет своей жене.
Ричард пользуется служебным положением и проходит сеанс психоанализа у автора книги. Тот успокаивает его, что в его положении это обычное дела и ему не о чем волноваться.
Герой успокаивается и возвращается домой. Тут воображение снова овладевает им. Ему рисуются картины, как жена ему изменяет с писателем книг Томом МакКензи, который гораздо представительнее его, более привлекателен для женщин.
Он решается мстить! (Все эти сцены измены, разумеется, только в его воображении) Ричард звонит девушке сверху и приглашает ее провести вечер вдвоем, сходит поужинать, пойти в кино. Та соглашается, потому что ей, в общем-то, нечего делать, она только-только в город переехала, и она – девушка добрая.
После кинотеатра, следует знаменитая сцена с взлетающей юбкой Монро над вентиляционной решеткой метро. Пара впервые целуется и возвращается домой. Шерман приглашает девушку зайти к нему, чтобы освежиться. Та соглашается, в ее квартире кондиционера нет.
Шерман начинает привычный интеллигентский разговор на заумную тему, о психоанализе, о котором он читал. Девушка с ай-кью не выше 80 думает только о том, как бы в прохладном помещении остаться. У нее завтра важный день съемки на телевидении и надо хорошенько выспаться…
Адюльтера снова не происходит. Вместо этого Ричард Шерман занят полночи упаковкой весла для сына, которое он обещал ему прислать и заснул под утро на диванчике.
Утром заявляется Том МакКензи. Его прислала жена Шермана, чтобы забрать весло.
Весло в сценарии исполняет роль "штюки", вещи совершенно лишней, даже абсурдной, но которая позволяет, как правило, связать воедино отдельные куски сценария фильма.
Шерман возбуждается, его охватывает приступ ревности. Он вырубает МакКензи ударом в челюсть, говорит, что доставит весло собственноручно и бежит из города, теряя тапки.
Оставляя свою квартиру с кондиционером на время отсутствия девушке
Робкий, робкий кавалер!
*
Как я уже говорил, фильм по мотивам пьесы. Главный мужской герой занимает львиную долю в сценарии фильма, у него самое большое экранное время. Том Юилл был заявлен в заглавных титрах, но так и не стал главным действующим персонажем этого фильма.
Он остался в истории кино, как актер второго плана. И главной ролью в его карьере стала эта. Он запомнился как партнер Мэрилин Монро в фильме "Зуд седьмого года". Не он единственный, впрочем. С предназначением быть отражением в свете звезды.
Мэрилин Монро: Автобусная остановка (1956)
Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи