Есть режиссеры, которые снимают хорошие фильмы. Есть те, кто может в своих фильмах запечатлеть время. И только немногие способны отразить на кинопленке свои переживания, самого себя, да таким образом, что при просмотре эти самые переживания глубоко соприкоснутся с внутренним миром кинозрителя.
Кино как отражение самого себя
Когда появляется на свет художественное произведение, его тут же начинают анализировать - пускаются во все тяжкие с рассуждениями о смысле, об идеи произведения, о символах и о прочем. Оно и понятно - ломать голову над такого рода загадками как «Зеркало», безусловно, интересно. Интересен сам процесс – увидеть в переживаниях автора свои, найти отклик мыслей режиссёра у себя в голове, то есть, «узнать себя» через чужое.
Однако стоит ли разгадывать то, что хотел рассказать своим произведением сам #режиссёр? Тарковский лично в одном из телеинтервью говорил, что при съемке фильма он руководствуется в первую очередь ощущением, и уже вокруг внутреннего ощущения выстраивает и сюжет, и образы действующих героев.
Споры об искусстве и поиск смысла
Как-то Андрей Тарковский признался, что для него стало открытием точка зрения на «Зеркало» одного простого, случайного зрителя – уборщицы в кинотеатре. После сеанса Андрей с приятелем спорили о картине, в то время как уборщица прервала их разговор. Она объявила, что всё в этом фильме предельно просто, и незачем говорить о смыслах. Её попросили высказать своё мнение. Тогда же уборщица сказала, что картина эта о сожалениях человека, и о том, что он просит прощения у своих близких, за всё причиненное им зло. Тарковский был поражен.
Позже, в телеинтервью он признался, что никогда не думал о фильме в таком ключе, но что возможно, эти слова о картине – и есть, то самое, что он хотел передать. Может ли быть, что обычные люди понимают настоящее искусство лучше, чем все кинокритики и искусствоведы вместе взятые?
И может не нужно искать потаенных символов и смыслов? Может, стоит просто чувствовать?