Самый младший сын, Ефим. Не вернулся. Как будто чувствовал, что рассказывать после не придется, писал письма, может чуть чаще чем другие, поэтому судьба его военная вся в письмах.
«Двадцатого февраля 1942 года. Конспект на Родину. Добрый день, а возможно вечер милая моя Полина Александровна, я Ефим Сергеевич шлю тебе свой чистосердечный привет, а еще посылаю маленькой дочурке Наде и целую несколько раз. Желаю вам всего хорошего в вашей повседневной жизни. А еще милые друзья, прошу вас или вы забудете про меня или ожидайте, да напишите письма, хотя пишите очень редко. То я пропишу, если возможно, напишите ответ. Хотя я много обещал, что скоро вернусь домой, но оно не скоро будет, то, что я предполагал, но предположения не свершаются. Зубы верхние начали делать восемнадцатого февраля 42 года, потом нижние будут делать, нижняя будет полностью съемная, но когда они с формы выйдут, займет не меньше месяца. Это потому, что работников мало, а работы много. Это одна придет, а вторая, если пройти комиссию, то дадут отпуск, и вообще документы на утверждение, в Наркомздрав Казанского. И документы идут не меньше трех недель, а то и целый месяц. Так, что я обещать больше ничего не буду, но предполагаю, если положение не ухудшится, то седьмого обязательно попаду в свой дом. И еще передаю привет папаше, а так же и мамаше, еще посылаю и братьям, если они дома, а нету дома, то передай в письме, если возможно. А так же привет снохам: Зине, Екатерине и всем племянникам и племянницам. И передавайте привет сестре Паше и Матвею Захаровичу. А так же привет теще и тестю. К сему Ефим Сергеевич».
Ефим любил рисовать, и присылал нарисованные открытки, писал стихи.
Ефим Сергеевич Онуфриенко, 1913 г.р., ушел на фронт с первых дней войны. По воле судьбы он получил ранение, как и его старший брат. Пуля попала ему прямо в рот. Верхние зубы выбило сразу, а нижние посыпались потом. Лежал в госпитале, на лечении. Вместо зубов ему поставили пластины. После госпиталя, он попадает домой. Но не долго он был в кругу семьи. Двадцать второго июня 1943 года, пришла повестка и он должен был явиться в райвоенкомат для отправки на фронт. Я, автор этих строк, хорошо помню этот день. Прошел сильный дождь, все пошли за село, проводить уходивших на фронт. Я попрощался с Ефимом, как оказалось навсегда. И вот Полина подает мне последнее письмо от Ефима Сергеевича. Подает дрожащими руками и навзрыд плачет. Беру его и держу себя в руках, что бы не расплакаться.
Разворачиваю сложенное треугольничком, солдатское письмо, и читаю:
«Письмо из фронта. Привет Полине от мужа и еще передаю привет и доченькам Наденьке и Дусе, доченькам маленьким, пусть растут. Привет папаше, мамаше и всем остальным. Я дорогие родители и жена участвую в боях уже два раза, хотя по дню и по суткам связываюсь с коварным врагом. Покудова бог миловал, моих товарищей много вышло из строя. Я нахожусь за рекой Десной. Сейчас вечер. После вчерашнего боя, семнадцатого сентября вышел невредим, и пишу вам письмо о том, что невредим. Шлю привет, продвигаемся на запад. Если буду жив, то напишу, а не буду, то простите. К сему Онуфриенко. 17 сентября 1943 года».
Из очередного боя Ефим не вернулся...