Без спойлеров.
Хм, сложно оценивать столь тяжеловесный труд. Почти сорок два авторских листа, более чем полтора миллиона знаков. Эту книгу можно смело разбивать на три, а то и на четыре произведения. И я бы посоветовал так и сделать, потому что такой размер может заочно отпугнуть читателей.
Ну а если говорит более объективно, то «Геункаон» показался мне довольно противоречивой работой. Помнится, на уроке истории нам рассказывали про одного софиста, которого пригласил к себе император Нерон. Софисты те ещё любители поболтать и запутать в речах, но они могли рассказать об одном и том же, смотря на это с двух разных сторон. Указать плюсы и минусы. Насколько я помню, тот софист рассказывал про тиранию Нерона. Сперва поведал, почему это хорошо, а потом, почему, ну, такое себе дело. И вроде его отпустили, но это неточно. Да и неважно.
Многие мои читатели знают, что я стараюсь отзываться о работах лояльно, но одновременно с этим, находя как плюсы, так и минусы. Но в данном случае всё будет несколько иначе. Я буду говорить об одном и том же с двух стороны. Потому что иначе не вижу другого варианта.
К примеру, произведение написано очень грамотным языком. Настолько, что в первых абзацах моего отзыва может быть больше ошибок, чем в половине книги. А ведь она довольно объёмная. Но в то же время эта прилизанность, отточенность и грамотность несколько приедаются. Текст, в котором пестрят красивые метафоры и описания, становится скучным и нудным.
Так и с героями. Кто-то из них оказался довольно колоритным персонажем, за которым хотелось следить, а кто-то жутко раздражал. Подробнее об этом, конечно же, расскажу, но ниже, в разделе со спойлерами.
Но всё же стоит сразу пояснить. Если отринуть все предрассудки и предпочтения, то герои оказались живыми. Да, порой я сидел и думал: «Ну как так-то?», и всё же они вызывали хоть какие-то эмоции. У них есть свои характеры, они живут в мире Геункаона и взаимодействуют с ним.
Ну и много чего ещё, однако это уже будут спойлеры. Так что перейдём к ним.
Внимание! Спойлеры!
Итак, плюсы.
Как я выше отметил – это, несомненно, качество работы. Стоило только открыть книгу, как я увидел, насколько грамотно написано. Автор явно довольно эрудированный человек и потрудился над своим творением. Красивые описания, отсутствие ошибок. Иногда, признаюсь честно, мне становилось несколько завидно такому качеству. Но это белая зависть, вызванная лишь уважением к труду Эль. Ведь я прекрасно понимаю, какого это было.
Продуманный мир. Настолько сильно, что в нём есть своё летоисчисление, дни недели и месяцы. Не особо отличающиеся от наших, ведь действия, как-никак происходят на Земле, но всё же автор тонко следил за ходом времени в сюжете.
Мир населяют различные расы, которые органично вписаны в социум. Здесь нельзя упрекнуть автора за то, что набросал оборотней, вампиров и прочую нечисть для вида. Фэнтези-элемент продуман. Он не взялся с бухты-барахты. У него есть источник, то, откуда всё пошло. У этого фэнтези есть логическое обоснование. Может, кто помнит мидихлорианы из «Звёздных войн». Вот нечто подобное, хотя и не совсем так.
Далее, персонажи. Живые, со своими эмоциями и пристрастиями. С прошлым и скелетами в шкафу. Автор показал нам множество предысторий героев. И практически в каждой находилось нечто такое, благодаря чему начинаешь сопереживать.
К примеру, старик Мориц. Тот ещё старый чёрт. Но почему он стал таким женоненавистником? Да всё просто, конечно же, из-за любви. Да непростой, а из-за любви к откровенной стерве. И только годы спустя он понял, что его жена (нормальная женщина, а не та стерва) оказалась достойной. Будучи человеком, он её презирал, унижал, а она оставалась такой же кроткой и послушной. И вот, когда тот стал вампиром, понял, что именно такой женщины ему и не хватает. А эта стерва, по которой он сох всё время, только испортила впечатление обо всём роде женском.
Или же Богдан, ставший невольным свидетелем смерти родителей и того, как его сестра превратилась в зомби. Мальчишка был бесстрашным, и в то же время оставался маленьким ребёнком. Вот эти воспоминания автору хорошо дались.
Можно отметить и других героев, но лучше читать текст, чтобы понять, о чём я говорю. Хотя кое-что хотелось бы отметить в особенности – это история дриады. Вот там я почувствовал мрачное настроение, там увидел нечто красивое, и в то же время смертельное. За это отдельная благодарность автору.
Несколько драматичных любовных линий, которые только подчёркивают жестокий мир Геункаона. А фраза Константина (или Богдана, не помню): «Но разве любовь - это только биохимия?» врезалась в мозг и останется там надолго.
Порадовала парочка неожиданных сюжетных поворотов. Про настоящего хозяина Алины и про жену Акоша. Не могу сказать, что это как-то конкретно изменило ход истории, но благодаря таким пояснениям многое встало на свои места.
Ну а теперь к минусам, где мне придётся разойтись.
Итак, погнали.
Качественный текст. Да, это плюс, но он работает только на несколько первых глав. Ну, может на первую часть работы. В остальном же начинает приедаться и только мешает.
Представьте, что один вечер в доме одного из главных вампиров длится несколько глав. А ведь главы немаленькие. И мы читаем, читаем, читаем, а сюжет толком не двигается с места. Помните дуб Льва Николаевича? Знаменитое дерево. Настолько знаменитое, что успело стать мемом в Сети. И вот такой вот «дуб» на протяжении всей истории. Конечно же, мы не видим откровенные описания чего-то абсолютно чужеродного, но вот «ветви дуба» постоянно лезут чуть ли не в каждый абзац. Отчего текст становится таким нудным, что я откровенно начинал зевать. А после, отвлёкшись, терял нить разговора или сюжета. Просто действия так красив и цветасто описаны, что не улавливаешь суть. Эти метафоры попросту лишние. Я бы сказал, опасны, ведь из-за них мы не можем с толком наблюдать за происходящим.
К примеру, не цитирую, а пишу, так как запомнилось.
Внизу свирепствовал огненный хаос. Богдан не мог оторвать взгляд от… бла-бла-бла, красивые описания огня и мечущихся фигурок. В его душе… бла-бла-бла, а потом, он полетел вниз и… и ещё куча описаний чего-то, что я так не уловил.
Мне надо перечитывать текст по несколько раз, чтобы понять, что происходит? Или мне всё же можно объяснить по-человечески, что этот враг, его бьют, тот прыгнул, третий ударил. Почему нельзя хоть немного упростить? Ведь получилась откровенная каша. И да, после, смотря от лица другого персонажа, нам описали этой бой подробнее. Также красиво, но чуточку подробнее, благодаря чему я хоть немного разобрался.
Кстати, об этой смене персонажей. Да, я понимаю, что работа проделана колоссальная, и увидеть весь сюжет глазами одного персонажа практически невозможно. Герои меняются, и это, с одной стороны, хорошо, но с другой…
Забыл упомянуть, что всё происходит в игре. Сперва я подумал, что столкнулся с ЛитРПГ, но это слишком натянуто бы прозвучало. Хотя прокачка, несомненно, есть. Вся книга – это лишь вступительная игра, чтобы прокачать своего персонажа и создать психоматрицу игрока, дабы он смог влиться в онлайн-версию. И… ну чёрт его знает, лично я не понял, что это за игра, скорее какое-то интерактивное кино или визуалка. Ведь действий практически никаких не происходит. Боевых стычек минимум, а просто бегать по линейному сюжету и следить за персонажами, выбирая правильный диалог… чёрт его знает, я в играх не силён, да и на вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные.
Так вот, герои постоянно меняются, и пускай так. В начале слегка раздражало, но без этого не получится шире взглянуть на мир и сюжет. А это важно, так как сюжетных линий здесь хватает, и они довольно интересные. Но! Но зачем, блин, переигрывать? Я понимаю, когда героиня (живой игрок) не смогла пройти задание и решила откатить и пройти заново. Но мне зачем читать об этом целых три раза? И ладно, если б такое было единожды. Но нам придётся пересмотреть один и тот же сюжет ещё пару раз.
Далее, герои.
Акош. Начнём с него. Вот что это за дриопитек? Почему он ведёт себя столь эмоционально? Что с ним такое? Он похож на подростка, который не может контролировать себя.
Допустим, такое может быть, герой есть герой. Но встаёт вопрос, разве можно посылать столь невразумительного человека на одну из очень важных операций? Да ещё в качестве командира? Здесь уже складывается впечатление о некомпетентности начальства. Собственно, как потом выяснилось, у них там в отделении откровенный балаган. Акош ведёт себя, как обезьяна, но при этом на операциях теряет мало людей, хоть и проваливает их. А другая стерва-командирша разбрасывается своими подчинёнными налево и направо, но её держат, потому что операции успешны. Эм, что? То есть начальству плевать на своих людей? Выходит, что так.
Да и вообще, в отличие от вампиров, которые в романе выглядят самыми разумными и приятными персонажами, люди словно дети. Каждый старается выпендриться, показать себя. Полный каламбур.
К примеру, на первой операции, когда впервые появился дракулит, команда Акоша терпит поражение. Что они делают с Алексом? Ругаются. То есть над ними где-то там летает тварина, которая разрывает на части даже вампиров, а солдатики просто ругаются? К тому же Алекс специально выводит Акоша из себя, при этом мысленно желая, чтобы тот его ударил. М-да, садомазо, какое-то.
Субординации никакой. Как вообще такую группу отправили на задание? Чего ожидало руководство? Что компашка подростков из голливудского фильма поймает дракулита? В итоге получили то, что получили.
Насчёт Алекса и его чуйки-зверька. В нём, что, правда, кто-то живёт? Я понимаю, что такое чуйка. Интуиция, которая должна поддерживать охотника на нечисть. Вот только в отличие от кучи метафор и красивых описаний чуйка-зверёк оставалась чуйкой-зверьком на протяжении всей истории. Невольно появились мысли, что в Алексе сидит ксеноморф, готовый вырваться в любой момент.
Но чем мне понравился Алекс, так это второй фразой, которая охарактеризовала очень многое, что творится в романе.
«Что здесь происходит? А хрен его знает!»
Примерно такие у меня проскочили мысли, когда приступил к третьей части книги. Казалось, что автор сжал сюжет, который длился всё предыдущее время и вылил в тринадцати главах. Столько всего нового и необычного, что я заскучал по старым нудным приключениям вампиров.
В третьей части появились оборотни, стигверы, импы и куча другого народа, за которыми попросту не успеваешь следить.
Ну и на сладкое я оставил то, что вызвало у меня откровенное недоумение.
Бывало у вас, когда включаешь какой-то ужастик, а там Макаревич и его «Смак»? Нет? А в «Геункаоне» такое есть. Благодаря книге я узнал, как правильно готовить яичницу на сливочном масле и пасту-карбонару в домашних условиях. Во всех подробностях. Но написано настолько красочно, что я невольно подавился слюной. Да, красиво, даже слишком красиво. Однако встаёт вопрос, а зачем мне это? Я ведь не кулинарную книгу открыл.
И ещё, попробуйте угадать, что произойдёт, когда в одной квартире окажется отряд охотников на нечисть, сильный вампир и дрампир. Я бы дал вам время на раздумья, но ведь это скатерть текста, так что вот ответ – они будут лепить пельмешки. Да, чёрт возьми, ЛЕПИТЬ ПЕЛЬМЕШКИ! В тот момент, когда я дошёл до этой кулинарной оргии просто выпал в осадок. Как так? Я что вообще читаю? Какие, к чёрту пельмешки?
И шут бы с ними, но описания этого процесса занимают большую часть главы. А знаете какой разговор при этом вёлся между Акошем и дрампиром? Тоже выносящий мозг. Почему одни вампиры стреляют холостыми, а другие ещё нет. И да, это разговор о детородных органах, которые атрофируются со временем.
Эх, отличные подробности, которые изрядно раскрывают сюжет и… Ни черта подобного! Они вообще не играют никакой роли.
Собственно, в книге столько воды, что, если выжать, то можно напоить всё население Африки. Эм, ладно, я слишком утрировал. Но наполнить колодцы Лихтенштейна вполне получится.
А ещё интересный момент. Что будет делать влюблённый вампир, когда у девушки начнётся не тот период? О да, прилипнет, как пиявка. Это, кстати, практически цитата.
И раз уж заговорили о непонятном, то не могу пройти мимо второй сюжетной линии, а точнее, историю игрока «Геункаона» - Софью. Сперва мне это показалась более жизненно, более интересно, чем монотонные стенания Морица о своём потерянном ученике Константине (да, такое тоже есть). Но в конце книге понял, что… ничего не понял. Что произошло, какой путник, что там вообще такое? Где Софья, Где Гарик? Да, автор указал, что о них есть отдельная история. Но зачем тогда эти приключения здесь, в «Геункаоне»? И да, они вписываются, но грубо обрываются. Это даже не открытый финал, а попросту оторванный кусок, заканчивающийся каким-то бредом Софьи.
Может помните поговорку: «Всё настолько плохо, что даже хорошо»? Так вот, к данной работе это не имеет отношения. Здесь как раз-таки наоборот, всё настолько хорошо, что даже плохо. Настолько красиво, что просто не верится в мрачный мир, заявленный в аннотации. Красочные и грамотные описания, которыми становятся нудными и сбивают с основной линии. Боевые сцены слишком «сочные», чтобы можно было следить за героями и наслаждаться сражением, ведь даже оружие здесь поёт свои песни. А заявленный жанр Хоррор не раскрыт вовсе. Единственное, чего я испугался – это истории пельмешек. Рейтинг 18+ подтверждён, но лишь во время близости Алины и Константина. Да, в тот самый момент, когда он присосался. И если это вырезать или смягчить, то и рейтинг также падёт.
В итоге вместо жуткой истории я получил очередные вампирские хроники.
Но стоит ещё раз отметить, что как бы меня ни раздражали персонажи, они были живыми. Проработанный мир имел свой минус – это постоянные ссылки, но всё было весьма органично вписано. Качество текста, увы, до сих пор оставляет меня с белой завистью, ибо виден труд автора.
И я уверен, что у такого произведения найдётся своя целевая аудитория. Но, увы, это не я.
Благодарю всех за внимание. Вступайте в группу «Фаргарион», там всё о моём творчестве, а ещё отзывы на книги, рассказы и фильмы.
Также не забывайте подписываться на меня и читайте блоги первыми. Ставьте лайки на мои книги, это меня вдохновляет.
Кстати, по отзывам раскидано много ссылок, самые внимательные и любопытные найдут среди них некие «приколюшки», которые я оставил. Кликайте по ссылкам, там может оказаться нечто интересное.
Всем удачи и ещё раз благодарю =)