Найти тему
ZENiCOM

"Разводы" в автосервисе. Часть 1/20 - Рулевая рейка.

Оглавление

"Ну всё, приехали, Вам рейку надо менять !"

Подобная фраза в автосервисе обойдется в копеечку (около 16000-20000 руб. стоимость детали + дополнительно работа по замене), поэтому очень важно дочитать эту статью до конца, чтобы не попасть на "левую" замену рейки.

Рулевая рейка от Рено Логан. Самый распространенный вариант исполнения этого узла.
Рулевая рейка от Рено Логан. Самый распространенный вариант исполнения этого узла.

Рулевая рейка и правда достаточно часто выходит из строя в наших "особых условиях" эксплуатации. Тут действует множество факторов: порванные пыльники рулевой рейки, не отбалансированные колеса, большие люфты в других узлах подвески и т.д. Подробнее на этом остановимся ниже. Но зачастую в автосервисе при обращении со стуком в подвеске идут по пути "наименьшего сопротивления":

- либо меняют рейку (и не факт, что стук уходит);

- либо приговаривают на замену деталь, которую можно просто отрегулировать (Ссылка на видео как правильно это сделать на примере Рено Логан) или отремонтировать, заменив так называемую втулку, которая стоит "копейки" .

Так как же и почему такое происходит ?

Одна из причин (она же самая страшная) - некомпетентный персонал автосервиса. От мастера-приемщика до механика, который осматривает ваш автомобиль. Разберем в деталях.

Сам работаю на должности мастера-приемщика, поэтому все знаю не понаслышке. Мастер-приемщик (прямо как на приеме у терапевта) должен вас обо всем расспросить - что беспокоит, после чего началось, как проявляется неисправность и т.д. Затем можно и прокатиться на автомобиле. Тут могут быть некоторые проблемы - не все позволяют проехать за рулем их автомобиля, даже при наличии неограниченной страховки. Но нужно понимать, некоторые неисправности точнее и быстрее можно локализовать только прокатившись за рулем автомобиля ! Это позволит сэкономить ваше время и иногда деньги. После мастер отдает ваше авто механику, или слесарю, или специалисту (кто как привык называть, от этого суть не поменяется, в моем случае - "исполнители" - об этом позже). Что тут может пойти не так?!

1. Мастер неправильно понял вашу проблему. А при передаче авто исполнителю непонимание нарастает как "снежный ком" - и в итоговом счете вы видите все, что угодно, но только не решение вашей проблемы. Убедитесь, что вас правильно поняли, а лучше чтобы указали причину обращения в документе (заказ-наряд или акт приемки), хотя бы кратко.

2. Мастер/механик устал. Старайтесь не записываться на диагностику/серьезный ремонт под конец рабочего дня СТО или смены. Для скорейшего завершения дня (что бы вы быстрее уехали) проще всего, приговорить на замену рейки, так как эта дорогая и достаточно долгая операция, как правило, откладывается владельцами авто на неопределенный срок.

3. Неправильная диагностика рулевой рейки - по моему наблюдению, самый частый вариант. Давайте попробуем разобраться в устройстве узла.

Рис.3 Картинка взята с сайта https://www.sto-peugeot.ru
Рис.3 Картинка взята с сайта https://www.sto-peugeot.ru

Зачастую механики путают (по незнанию или в корыстных целях, хотя второго не встречал) люфт рулевой тяги с люфтом зубчатой рейки в корпусе рулевого механизма (см. картинку выше). Это касается левой стороны (по ходу движения) рейки, обратите внимание, как устроен там упор зубчатой рейки. На него давит пружина, усилие которой регулируется специальной гайкой колпачком - соответственно, упор пружинит.

А теперь вспомним (кто видел) или посмотрите видео, как диагностируют подобные люфты:

Раскачивают колесо по горизонту и если люфт (ход колеса без особого усилия) ощущается, то механик, как правило, зовет помощника - это в лучшем случае. Некоторые пытаются дотянуться сами одной рукой до защитного кожуха - в этом случае насторожитесь и дайте слесарю об этом знать. Пусть позовет помощника. На самом деле, рукой на защитном кожухе пытаются прощупать, где именно люфт - в тяге или рейке. Когда исполнитель будет одной рукой качать колесо, другой щупать - третья полезет в ваш карман. Так как легко перепутать неисправности. Упор (рис.3) при износе, а так же если плохо отрегулирован, будет пружинить (в некоторых случаях с характерным стуком и люфтом). Проблема может решиться регулировкой или заменой детали.

Порой приходится снимать пыльник (см.рис. 4) и, раскачивая колесо, смотреть и щупать, где люфт.

Рис.4 Рейка со снятым пыльником для диагностики.
Рис.4 Рейка со снятым пыльником для диагностики.

Основная часть вышесказанного касается левой стороны такого типа рулевой рейки. Справа установлена втулка, но с ней то же есть свои нюансы.

Колесо также раскачивается по горизонту и ощущается люфт. Как правило, когда выходит из строя втулка справа, стук отчетливей и легче диагностируется, чем с левой стороны. При сильном износе втулки достаточно раскачать с небольшим усилием вал рейки вверх-вниз. Будет слышен характерный стук (тот же, что вы слышали при наезде на кочки, прислушаетесь и вспомните!)

Представим, что в сервисе вам сказали, что рейку починят.Не торопитесь соглашаться на ремонт, сначала рассмотрите все варианты (в том числе замену рейки на оригинал и аналог) в некоторых случаях замена втулки обойдется на порядок дороже, чем замена рейки в сборе на хороший аналог, а в некоторых замена втулки вообще бессмысленна из-за износа вала.

Все зависит от типа рейки, модели и марки вашего авто. Например:

Хендай Солярис , любого поколения с ГУР. Самый удачный вариант исполнения втулки. Стоимость оригинальной детали + замена такой втулки не превышает 2000-4000 руб. с жидкостью в ГУР и последующей установкой углов колес ("развал"). Втулка представляет собой три компонента в одном: гайка, втулка, сальник (рис.5). И меняется в течении часа, что немаловажно.
Рис.5 Втулка на Солярис. фото взято с сайта  http://www.zapchasti-solaris.ru/
Рис.5 Втулка на Солярис. фото взято с сайта http://www.zapchasti-solaris.ru/
Рено Логан с ГУР любого поколения. Не самый удачный вариант ). Дело в том, что отдельно втулку заказать достаточно проблематично, как правило, подбирается по размерам. В оригинальной программе подбора запчастей предлагается заменить рейку в сборе и никак иначе (около 16000 руб.) !

В обоих случаях, будь то люфт слева или справа, на СТО вы должны задать вопрос: "А почему, собственно, рейка застучала?" И получить внятный ответ !

Самое частое, конечно же, прорыв защитного кожуха и наезд на лужу - при выворачивании руля негерметичные пыльники работают как насосы, забирая воду внутрь рейки(В этом видео наглядно показано что будет при не герметичном пыльнике.) !

Отличный пример не качественной установки. Хомут порвал пыльник.
Отличный пример не качественной установки. Хомут порвал пыльник.

ВАЖНО обратить внимание, какие пыльники у вас установлены и чем они были закреплены к корпусу рейки. Если пластиковый чехол был закреплен пластиковой стяжкой (хомутом), да еще без дополнительного резинового уплотнения на корпусе, - это и есть причина (косяк исполнителя, который последним устанавливал защитный чехол на ваш авто)! Причем если вы обслуживаете свой автомобиль в одном и том же месте, сложно будет что-то доказать, наверное, только через независимую экспертизу и суд. Ведь перед тем как рейка застучит по вине установщика пыльника, времени должно пройти достаточно, чтобы любая гарантия, которую вам предоставляют, прошла.

Остается надеяться и верить что в большинстве случаев, подобный "развод" на замену рулевой рейки происходит неумышленно. А если Вы во время заметите или почувствуете, что-то не ладное, незамедлительно сообщите об этом механику или мастеру, чтобы были приняты меры.

Не забудь подписаться, в следующих выпусках будет еще больше жести ! И посмотрите на маркете стоимость рейки.