Найти в Дзене

Мы путники

Фото

Навигация и пространственная осведомленность поддерживали человека на протяжении десятков тысяч лет. Мы потеряли след в наше время?

В Дартмуре, на юго-западе Англии, регулярно вызываются спасатели и добровольцы для поиска людей, которые заблудились в бескрайней пустыне. Значительную часть составляют пациенты с болезнью Альцгеймера, которые отошли от одного из многочисленных домов по уходу на окраине. Добровольцы заметили, что пациенты с болезнью Альцгеймера перемещаются особым образом через открытые пространства: обычно по прямой линии. Они так решительно придерживаются выбранного ими направления, что будут часто пытаться с головой уклониться от всего, что лежит у них на пути. Не один раз спасательные команды извлекали пожилых людей из середины дремучих зарослей: они просто продолжали идти, пока идти дальше становилось невозможным.

Обычно считается, что болезнь Альцгеймера является болезнью памяти, и ее влияние на память, безусловно, является катастрофическим. Но что более важно, это болезнь ориентации, медленное разрывание связей с окружающей средой.

Это особенно влияет на пространственные области мозга, такие как гиппокамп и энторинальная кора, и пространственные провалы являются одними из самых первых симптомов- неправильное расположение клавиш, путаница на обычном маршруте или невозможность освоить новый. По мере развития болезни пациенты живут в постоянно уменьшающемся «жизненном пространстве», пока их замешательство не мешает им выходить за пределы своей комнаты. Страдающие болезнью Альцгеймера, которые пропадают без вести на Дартмуре, теряются еще до того, как покидают свои дома. Их пространственное осознание рухнуло в одно измерение, и им буквально некуда обратиться.

В эпоху GPS мы склонны принимать наши навигационные и пространственные возможности как должное, пока они - или технология - не подведут нас. Легко забыть, что они поддерживали нас на протяжении десятков тысяч лет. В ходе нашей эволюции Homo Sapiens развил аппетит к исследованию и духу поиска пути, который отличает нас от предыдущих видов человека.

Это оказало огромное влияние на наше будущее. Одна из самых интригующих идей последних лет в антропологии - наша способность ориентироваться была важна для нашего успеха как вида, потому что это позволило нам развивать обширные социальные сети. В доисторические времена, когда люди жили в маленьких семейных единицах и проводили большую часть своего времени в поисках пищи и крова, возможность поделиться информацией с другими группами о местонахождении ресурсов и перемещениях хищников дала бы нам эволюционное преимущество. Друзья были активом выживания: если у вас кончилась еда, вы знали, куда идти; если вам нужна была помощь на охоте, вы знали, к кому обратиться.

Поддержание этих социальных сетей в десятках или сотнях квадратных миль палеолитической пустыни потребовало бы навигационных навыков, пространственного осознания, чувства направления и способности хранить ментальные карты ландшафта.

Канадский антрополог Ариан Берк считает, что наши предки развивали эти качества, пытаясь поддерживать связь со своими соседями. «Эти обширные сети были важны для нашей культуры», - сказала она мне. «Во время палеолита вокруг было сравнительно мало людей. Поддержание пространственно разветвленной социальной сети было способом обеспечения вашего постоянного выживания. Вам понадобится очень динамичная когнитивная карта, которую вам постоянно придется обновлять информацией о ваших контактах и ​​о том, что они рассказывают вам о ландшафте». Таким образом, человеческий мозг стал подготовленным к поиску пути.

Вероятно, что доисторические люди были искусными искателями пути. Чтобы помочь понять, на что они способны, антропологи обращают внимание на несколько оставшихся групп, которые все еще практикуют образ жизни охотника-собирателя, таких как Аче в восточном Парагвае и Кунг в пустыне Калахари на юге Африки. И Аче, и Кунг ничего не думают о том, чтобы пройти несколько десятков миль, чтобы обмениваться историями и новостями с другими группами, хотя оба они превосходят хиви в Венесуэле, которые, как известно, прошли 60 миль днем ​​и ночью, чтобы посетить соседний город.

Продолжение в следующей статье...