Что может быть общего у красного командира и представителя актерской интеллигенции? Первый пал в сибирских снегах в схватке с белыми. Второй живет с красавицей женой в по-родному холодной, но такой чужой Финляндии. Люди одной страны, но разных миров — объединяет их всего два обстоятельства: короткая встреча на злополучной Рытве и одно лицо на двоих.
Командир Плотников идёт вдоль нестройного ряда пленных, метким глазом и уверенным движением руки выбирая тех, кому суждено сейчас же встретить пулю, как вдруг средь дрожащей толпы видит собственную копию: этот человек иначе одет, от страха сутул, но его лицо... Лик актера Евлахова в мельчайших деталях повторяет внешность командира и тот проходит мимо, кажется, предчувствуя некий злой рок. В ту ночь Плотников погибнет, а Евлахов бежит.
В течение следующих трёх лет Николай будет по крупицам собирать информацию об этом человеке, а в его сознании будет крепнуть безумная, токсичная мысль, подпитываемая идеями символизма и актерского предназначения: истинно великое искусство театра творится в декорациях реальной жизни. Евлахов достанет пропахшую порохом и потом шинель, да потёртый наган, побреет голову и вернётся на родину под именем погибшего командира, чтобы сыграть свою главную роль, занавес которой — смерть.
Константин Лопушанский — ученик и идейный последователь Тарковского, один из самых ярких представителей современного авангарда в России. Режиссёр получил широкую известность благодаря психологической антиутопии «Письма мертвого человека», ставшей вехой отечественного авторского кино. Но «Роль» в его фильмографии занимает не менее важное место. Лопушанский шёл к фильму больше 30 лет, а первоначальная идея претерпела значимые метаморфозы: амнезия как метафора беспамятства страны превратилась в переселение душ — метафору тождества, отрицающую бескомпромиссную инаковость.
Снятый в уникальном антураже начала 20-х годов фильм вскрывает несколько затянувшихся шрамов от чумы, поразившей русский народ в начале прошлого века, но все же в первую очередь является историей актёра и уж только после сказом об эпохе, построенной на обломках другой. Вполне закономерно, что Максим Суханов сыграл здесь одну из лучших (если не лучшую) своих ролей.
Однако вольно-невольно вспомнишь Оруэлла и его «Скотный двор»:
«Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие».
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь.
Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!