Найти тему
Cinemacountry

Мрачная драма "Роль": русский режиссёр о Гражданской войне и искусстве

Что может быть общего у красного командира и представителя актерской интеллигенции? Первый пал в сибирских снегах в схватке с белыми. Второй живет с красавицей женой в по-родному холодной, но такой чужой Финляндии. Люди одной страны, но разных миров — объединяет их всего два обстоятельства: короткая встреча на злополучной Рытве и одно лицо на двоих.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Командир Плотников идёт вдоль нестройного ряда пленных, метким глазом и уверенным движением руки выбирая тех, кому суждено сейчас же встретить пулю, как вдруг средь дрожащей толпы видит собственную копию: этот человек иначе одет, от страха сутул, но его лицо... Лик актера Евлахова в мельчайших деталях повторяет внешность командира и тот проходит мимо, кажется, предчувствуя некий злой рок. В ту ночь Плотников погибнет, а Евлахов бежит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В течение следующих трёх лет Николай будет по крупицам собирать информацию об этом человеке, а в его сознании будет крепнуть безумная, токсичная мысль, подпитываемая идеями символизма и актерского предназначения: истинно великое искусство театра творится в декорациях реальной жизни. Евлахов достанет пропахшую порохом и потом шинель, да потёртый наган, побреет голову и вернётся на родину под именем погибшего командира, чтобы сыграть свою главную роль, занавес которой — смерть.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Константин Лопушанский — ученик и идейный последователь Тарковского, один из самых ярких представителей современного авангарда в России. Режиссёр получил широкую известность благодаря психологической антиутопии «Письма мертвого человека», ставшей вехой отечественного авторского кино. Но «Роль» в его фильмографии занимает не менее важное место. Лопушанский шёл к фильму больше 30 лет, а первоначальная идея претерпела значимые метаморфозы: амнезия как метафора беспамятства страны превратилась в переселение душ — метафору тождества, отрицающую бескомпромиссную инаковость. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Снятый в уникальном антураже начала 20-х годов фильм вскрывает несколько затянувшихся шрамов от чумы, поразившей русский народ в начале прошлого века, но все же в первую очередь является историей актёра и уж только после сказом об эпохе, построенной на обломках другой. Вполне закономерно, что Максим Суханов сыграл здесь одну из лучших (если не лучшую) своих ролей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Однако вольно-невольно вспомнишь Оруэлла и его «Скотный двор»:

«Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие».

Спасибо за внимание!

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь.

Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!