Хорошо известно, что всякая совместная жизнедеятельность строится на основе каких-то общепринятых ценностей, норм, принципов, правил, законов, не исключающих особенностей своего собственного мировоззрения.
Очень родственными, близкими по духу укладу и стилю жизни оказались принципы взаимодействия двух миров (мира взрослых и мира детей), впервые провозглашенные американским психологом и педагогом Роджерсом в начале 60-х годов.
Принцип - это осмысленное отношение к коллективно и индивидуально выработанным ценностям, готовность к распространению своих ценностных ориентаций на деятельность с детьми.
Принципы совместной жизнедеятельности взрослых и детей:
1. Принцип диалогизма. В основе этого принципа - движение: мир взрослых движется в мир ребёнка, а мир ребёнка - в мир взрослых. В основе движения - диалог, согласование целей, способов, содержания, правил совместной жизнедеятельности.
2. Принцип сосуществования основан на обоюдном суверенитете, на уважении прав и обязанностей как детей, так и взрослых, на ненавязывании своих ценностей, на ненанесении ущерба другой стороне своей деятельности.
3. Принцип свободы - свобода выбора своих ценностей, способа жизни лишь при условии сохранения жизни и здоровья друг друга.
4. Принцип соразвития проявляется в принятии и поддержке двух параллельных процессов развития взрослого и ребёнка. Ребёнок проходит путь взросления, взрослый приобщается к миру детства.
5. Принцип единства означает, что существует единый мир людей с общими и индивидуальными целями, деятельностью, общим результатом - совместно созидаемой жизнью, достойной человека.
6. Принцип принятия - это признание особенностей любого человека, которые принимаются такими, какие они есть. По отношению к личности и взрослого, и ребенка принципиальны безоценочность, но обязательно соотнесение поступков с внутренними ценностями личности и внешними нормами общества.
С открытия для себя этих высших, на мой взгляд, смыслов жизнедеятельности родитель или педагог находит ключ к своей собственной свободе, творчеству, развитию и становится способными помочь в этом своим воспитанникам.
Ещё одно необходимое условие к созданию третьей модели жизнедеятельности ребёнка и взрослого. Педагог должен владеть достаточным набором методических приемов, способов, средств, форм дел ее конструирования.
Чтобы быть в курсе полезных статей по воспитанию ребенка, подписывайтесь на блог "Виртуальной няни", этой статье не забудьте поставить лайк, а также напишите в комментариях вопросы, по каким тематикам хотите увидеть ещё новые статьи.
Да будьте вы счастливы!