В условиях современного мира очень остро стоит вопрос о ранней диагностике речевых нарушений. Чем раньше мы поймем, что у ребенка идет нарушение, тем быстрее мы сможем помочь, подтолкнуть его к зоне развития. Так же важно помнить, что лучше провести профилактику, нежели упустив время, бороться с более ощутимыми проблемами в дальнейшем.
Поговорим о развитии речи в норме. Мы все понимаем, что все дети индивидуальны, а рамки нормы – это лишь среднее значение. У кого-то какой-то этап немного запоздал, и это не критично, как и не проблема в опережении. Однако важно понимать, какой это период времени, какие качественные изменения происходят и что стало причиной этого.
Нормы развития речи в первый год жизни:
✅ 1-2 месяца: на данном этапе крик является формой общения. Только так ребенок может донести о своем дискомфорте. Ближе к 2 месяцу жизни появляется улыбка и смех.
⠀✅ 3 месяц: узнает речь взрослого, того кто чаще всего разговаривает с ним. Различает интонации. Появляется гуление. Ребенок протяжно произносит звуки ААГУУ, УУАА и т.д.
⠀✅ 5 месяцев: ребенок начинает слышать звуки речи, следить за артикуляционными движениями губ окружающих и пытается им подражать. Для закрепления двигательного навыка, необходимо многократно повторять его.
⠀✅ 6 месяцев: появляется лепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги, такие как ма-ма, па-па, ба-ба, но это еще подражание. Так путем подражания ребенок осваивает все элементы звучащей речи, это фонемы, тон, ритм, мелодико-интонационную сторону речи и ее тембр.
Во втором полугодии ребенком воспринимаются определенные звукосочетания, их он пытается, связывать с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). А также реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей, запоминанию слов и реакции на них.
⠀✅ 7-9 месяцев: ребенок начинает повторять за взрослым более разнообразные сочетания звуков. Уже в 9 месяцев начинают появляться реакции на слова, не зависящие от ситуации и эмоциональности речи. В этот период особенно важно следить, в каких условиях происходит формирование речи ребенка, так как его речь формируется на основе подражания речи взрослых. Появляются лепетные псевдослова.
⠀✅ 9 – 18 месяцев – слова: мама, папа, баба, дядя и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются в именительном падеже, единственном числе;
✅ 18 — 20 месяцев — попытки связать два слова в фразу (мама, дай). Усваивается повелительное наклонение глагола (иди, дай и т.п.);
✅ 20 — 22 месяца — появляются формы множественного числа;
✅ 22 — 24 месяца — словарь доходит до 300 слов. Существительных приблизительно 60 процентов, глаголов – 20 процентов, союзов нет
✅ После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребёнка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребёнок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов.
✅ К двум годам ребёнок: обладает запасом в 200 – 300 слов; пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями; прислушивается к словам и понимает их значение; называет предметы, изображённые на картинках; хорошо знает своё имя, произносит его; выражает просьбу словами, а не только жестами; используя существительные, согласует их с падежами (то есть существительные с разными окончаниями); согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).
✅ К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.
НОРМЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ:
- К 1 году: А,О,У,Б,П,М.
- В 1-2 года: + Н,Д,Т,В,Ф,К.
- В 2-3 года: все гласные + Г,Х,Й.
- С 3-3,6 года: +Ль,С,З,Ц.
- С 3 до 4 уходит смягчение звуков.
- К 4,6 годам: Ш,Ж,Ч,Щ.
- В 5-5,6 лет: +Л,Р,Рь.
- В 6 лет полностью овладевают правильным произношением.
Если вы понимаете, что у ребенка есть некоторые задержки в речевом развитии, которые вас беспокоят, рекомендуется обратится к логопеду, который проведет диагностику речевого развития и ответит на все интересующие вас вопросы. Настоятельно не рекомендуется ждать определенного возраста («наш папа заговорил в 4», «это же мальчик, они позже начинают говорить»), поскольку можно упустить самый благоприятный возраст для развития речи.
Не ждите если ребёнок в два года не говорит вовсе или говорит только первым или одним слогом, или общается на «своем», «птичьем языке»;
Не ждите, если ребёнок не показывает динамику в речи, остановился или демонстрирует откат в речевом развитии; (Такое может быть после стресса, болезни, травм)
Не ждите, если игра ребёнка однообразная или вообще отсутствует;
Не ждите, если ребёнок не понимает обращённую речь, не откликается на свое имя
Не ждите, если у ребёнка приоткрыт рот, высунут язык между зубами, если текут слюни или собирается слюна в уголке рта;
Не ждите, если заметили моторную неловкость у своего ребенка: не может подняться по ступенькам, держась за перила.
Когда еще следует обратиться к логопеду?
⠀- Если в 4 года ребенок не может правильно произнести отдельные звуки, не различает звуки в слове, «проглатывает» окончания, переставляет местами слоги или «теряет» их. Он плохо запоминает самые простые стихи и новые слова.
⠀- Если нет свистящих, шипящих, если есть горловое Р, если смягчаются согласные, то не нужно ждать 5-6 лет.
⠀- Если в 5-6 лет дошкольник плохо произносит большинство звуков, не может составить развернутого рассказа по предложенной картинке, его речь неразборчива, он не владеет грамматическим строем языка – слова не согласованы в роде, числе и падеже.
⠀- Если в 7-8 лет наблюдаются проблемы при овладении чтением и письмом – пропускает буквы, пишет буквы в зеркальном отображении, заменяет одни звуки другими, с трудом читает по слогам, не может запомнить правило.
Дорогие родители,
Очень важно, продиагностировать ребёнка у логопеда, возможно и у других специалистов: у невролога, психиатра, сурдопедагога. Это необходимо для того чтобы понять ПРИЧИНЫ. Ведь они, как и дети, могут быть разными. И только после этого специалисты выстраивают индивидуальный маршрут помощи ребенку.
Автор Юлия Вилисова