31 марта. Стартуем из Катманду! Настроение у всех отличное, надеемся Бог даст удачу. В общем-то человек, который не боится идти за своей мечтой, не может быть несчастлив по определению. Итак, с горящими глазами и сердцами покидаем Катманду и устремляемся навстречу приключениям.
На следующее утро приезжаем в Сукетар и закупаем там свежие овощи. Сукетар - город среднего размера на границе с Индией, с жарким климатом на границе. Овощной базар поражает своим изобилием.
Грузим все в автобус и направляемся в селение под названием Тарпу. Вскоре дорога перестала отвечать названию "хорошая". Продвижение происходит медленно, и в Тарпу мы добираемся поздней ночью.
Ужасное место с неприветливыми людьми. Ужин в гостинице тоже допроситься не можем. Местное население - полудебилы. Перепалка Зорока с начальником гостиницы угрожает перерасти в драку. Решили ложиться без ужина, хотя есть, конечно хочется. Все ложатся спать голодные и злые. А гостиница- что за дыра!!! Зорок говорит, что в этом районе это не худший вариант. Когда начнем трек - жизнь наладится...
Так оно и получается. На следующее утро спешим покинуть этот ужасный уголок, и, говорим ему бай без всякого сожаления. После 6 часов перехода останавливаемся в очень чистой деревеньке с хорошим гестхаузом. Наш повар Дорджи готовит прекрасный ужин. Также радует наличие вполне приличного душа. Жизнь налаживается!
Последующие четыре дня трека до Рамче похожи один на другой. Забираемся все выше в горы, радуемся жизни и кулинарным изыскам Дорджи.
После Рамче начались наши приключения и экспедиционная жизнь. Из Рамче до Базового Лагеря (дальше БЛ) путь проходит по леднику Ялунг. Протяженность этого ледника 32 км и он сильно разорван.
Остаемся на дневку в Рамче. В этот день два Лакпы и самые здоровые из портеров идут рубить тропу до Мидл Кэмп и сбросить туда грузы. Наша группа первая в этом сезоне и тропы еще нет. Но Зорок Лакпа, который бывал в этих местах не раз, знает местность, как свои пять пальцев. Он волнуется только, чтобы снег не выпал, а то будет проблема с носильщиками. Ночью Лакпы и носильщики возвращаются в Рамче. Говорят, что далеко, около 8 часов до Мидл Кэмп.
Выходим пораньше, чтобы добраться засветло, а то по такой рвани можно и шею свернуть в темное время суток. Боже мой! Что за ледник! Балторо отдыхает. Моя драная нога ноет все больше, но от обезболивающих воздерживаюсь. Андрюха, Аркадий, Зорок и Чатур убегают вперед, а я остаюсь с маленьким Лакпой. Потихоньку разматываем ледник. Все таки по светлому времени добираемся до Мидл Кэмп. Начинает идти снег. К утру нас ждет очередное приключение.
Утром часть носильщиков уходит вниз. Они категорически отказываются идти дальше. Но часть все-таки остается под давлением Найке. Теперь им придется сделать два круга, то есть потратить два дня, чтобы доставить грузы наверх. Тропы по-прежнему нет, а теперь еще и ледник под снегом. Зорок с носильщиками уходит наверх. К вечеру носильщики возвращаются. Говорят, что груз доставлен наверх и Зорок там остался ночевать.
На следующий день Дорджи, гид нашей индийской участницы Тулси и корейский гид Пемба уходят опять с частью груза наверх. Остальные участники и гиды все еще остаются в Мидл Кэмп с остальным грузом.
Начинается совсем не детский снегопад. По всей видимости, нам предстоит завтра тяжелый день. Зорок рассказывал, что в 2011 после снегопада им не удалось добраться до БЛ и они ночевали в пещере под перилами. Там, чтобы добраться в БЛ, нужно преодолеть 200 м перил по крутым "бараньим лбам" - это скалы округлой формы.
Да, денек выдался что надо. К перилам, к счастью Лакпы и Чатура, подошли к 3 часам дня. Но тут опять начался снегопад. Все скалы под натечным льдом, а кошки уже уехали в БЛ. С большим трудом преодолеваю этот участок.
Все таки засветло добираемся до БЛ. С бараньих лбов открывается грандиозный вид на Канченджангу. Какая же она огромная!!! Никогда еще не видела такую огромную Гору! Под впечатлением заваливаюсь на кухню. Просто ору Зороку: - Она такая огромная! Ты ее видел?! Как полезем?! - Видел и не раз! Молись Богине горы и обязательно залезем! Я и не таких туда подымал,- отвечает мне Зорок.
Канченджанга - одно из самых суровых божеств в понимании шерпов. Значение этого названия - Пять Воплощений Богини ( заметьте, это совсем не пять сокровищ снегов или прочий бред). Ощущая опасность и ее суровый нрав, мне очень захотелось понять, кто Она такая. Ведь мы же делаем Пуджу каждый день и молимся об удачном восхождении. Мы молимся Богу Горы, и это очень важно понять, к кому обращаешься, иначе молитва проваливается в ПУСТОТУ. Еще на подходах я очень много спрашивала у Зорока про эту Гору - именно легенды, истории...
- Никогда не называй ее Канча,- говорит Зорок, - Канча - это младшая сестра, это неуважительно по отношению к ней...
Ужин. Аркадий открывает бутылку вискаря. Все участники акклиматизируются. Ура! Мы в БазЛаге. Теперь начинается следующая страница нашего приключения.
Да, следующая страница получилась - что надо ! Пишу все это под воздействием высоты. После двух высотных выходов мозг тормозит не по-детски. Два дня назад вернулись из Лагеря-3. Вот что происходило последние десять дней - оглядываясь назад.
Через два дня после прибытия в БЛ все гиды собрались на совет команд по поводу перил. Так как народу мало, решили, что работать для строительства дороги должны все в равной мере. Те участники, которые поднимаются спортивным стилем без гидов, должны заплатить по 300 долларов с человека за перила, или должны работать с гидами на равных, и тогда могут ничего не платить. Но все, даже те, кто заканчивал все 14 восьмитысячников этой горой, предпочли заплатить. Никто лишний раз не хотел подставляться.
Неожиданно сами гиды выбрали Чатура руководителем перильной команды. Многие из собравшихся под Горой знали про мою ногу и понимали, что без перил мне не вернуться со штурма на сто процентов. Так что мой муж имел самую большую личную заинтересованность, чтобы все было сделано, как надо. Вот они его и выбрали. Впоследствии работа была выполнена настолько хорошо и слаженно, что практически все смогли подняться на вершину. Только почему-то Чатура поблагодарить за работу перильной команды догадался один кореец Дипанкар.
14-го апреля состоялась Пуджа и открытие БЛ.
На следующий день все устремляются наверх. Команда гидов провешивает перила, участники плетутся за ними. Первый выход всем дается нелегко. Сегодня 1000 м подъема в Лагерь-1 и спуск в БЛ. Все это очень далеко, но в Л-1 пока что нет палаток и всего остального, так что, хочешь-не хочешь, придется сегодня возвращаться в БЛ. Возвращаемся ночью.
На следующий день команда гидов уходит наверх вешать перила до Л-2. Андрей, Аркадий, Ким и Юн вместе с ними. Я остаюсь в БЛ на 3 дня. Пока команда наверху, в БЛ появляются участники нашей второй группы - индианка Тулси Прадж, японец Масимото и финн Сэм.
Когда наши возвращаются с высотного выхода, они очень рады тому, что наконец-то все вместе. Ведь на ближайшие 2 месяца мы станем одной семьей. По этому случаю устраиваем совсем небольшое распитие спиртных напитков.
Приходит второй высотный выход. Зорок планирует, что в этот выход мы постепенно поднимемся в Л-3. Остальные гиды считают этот план агрессивным, но все участники тоже хотят подняться в Л-3. "Почему Оксана идет, а мы, как лохи?!"
Хорошо, выдвигаемся, имея цель Л-3. Подъем в Л-1 постоянно очень крутой, нигде не дает расслабиться. Трачу на подъем 7 часов. В Л-1 приползаю еле живая. От Л-1 до Л-2 недалеко.
На следующий день начинаем шевелиться, когда солнце освещает палатку. Я, два Лакпы, Чатур, кореец Дипанкар и его гид Пасанг, начинаем день как тормоза. Уже все давно сидят по лагерям, когда мы выдвигаемся в Л-2.
Доходим за два часа. В Л-2 опять продолжаем разлагаться. Все пока что выглядит очень безобидно. В 10 вечера возвращаются из Л-3 Ким и Юн, говорят, что очень далеко. Да, завтра, похоже, мы тоже повеселимся.
Стараемся выйти как можно раньше. Между Л-2 и Л-3 огромный ледопад с перепадом по высоте 1000 метров. Потихоньку лезем. Портится погода и начинает придавливать высота. С каждым метром придавливает все сильнее.
С трудом выходим на 7000 м. Тулси возвращается с половины. Говорит, что в такую погоду ей не дойти. Финн Сэм - что за машина! Идет почти наравне с гидами!!!
Мы попадаем в охрененный шторм. Гора, видимо, совсем не рада нашему присутствию и хочет сбросить нас вниз. С трудом добираемся до палаток. Всю ночь держим палатки. Кажется, что они вот-вот улетят. Ну и шторм! В жизни такого не видела.
На следующий день возвращаемся в Л-1, на следующий день - База!!! Мы завершили свою акклиматизацию, следующий выход — штурм! Пока мы отдыхаем, гиды устанавливают Л-4 и заносят туда кислород.
А в Базе очень хорошо! Это настоящий дом!
…......
В базе нас поджидает маленький нежданчик. Сидим с Тулси в палатке и обсуждаем альпинистские сплетни. Появляется мужик. Спрашивает, где Оксана. Я отвечаю, что это я. Он говорит, что он товарищ Адама - имя его называть не буду, пусть сам себя узнает - и к тому что он "от дяди" добавляет, что денег на перила у него нет. Я говорю, что я перед Адамом в неоплатном долгу, а Тулси тут же замечает, что никакого письма от Адама у него нет, и то, что они были в одной экспедиции, еще ни о чем не говорит, может они совсем и не товарищи.
Задумываюсь... Хитрая бестия эта Тулси, она скандальная, но очень часто оказывается права.
Говорю нашему новому соседу, что перила вешаю не я лично, а команда шерпов, пусть с ними и договаривается. Он же убеждает нас, что может подняться и без перил. Обычная песня альпиниста-халявщика. Сам по нашим перилам залезет, а потом соло-клаймбером себя назовет, - думаю я. Впоследствии так оно и вышло. Ну, а в данный момент мы с Тулси отправляем его разговаривать с мужиками, а сами дальше предаемся сплетням.
.........................
Планировали начать штурм 5го мая, но все наши планы накрылись медным тазом. Два дня был огромный снегопад. Опасаемся за верхние лагеря. Парням придется завтра идти наверх и откапывать перила, а так же проверить в каком состоянии лагеря. Теперь планируем выходить на штурм 7-го. Погода наладилась, в БазЛаге очень сильно похолодало, температура -20.
Но погода не дала предпринять попытку штурма еще 10 дней.
Обстановка в БазЛаге накаляется до предела. Каждые 3 дня ждем улучшения погоды, а его все нет и нет. 9-ое мая отмечаем в БазЛаге с Кимом. На следующий день опять обсуждаем ситуацию с погодой. Что же делать? В первый раз в жизни я не знаю , что предпринять, точнее даже наш старший гид не знает. Иногда, в отчаянии, Зорок предлагает идти по любой погоде, иногда его голова отрезвляется, и он говорит, что пока что ждем. В общем-то и у всех участников это не первый 8000+. Как-то захожу в столовую - все сидят со своими ноутами.
" Ребята, как думаете, что делать?!",- это крик души. Все молчат. Инициативу берет Андрюха: " Оксана, ты руководитель, решай сама. Если скажешь - наверх, то я пойду"
Да, хорошо сказать, решай сама. Я чувствую, как с самого начала здесь пахнет жареным, причем каждый день. Я понимаю, что, как вариант, здесь можно остаться, и поэтому не хочу отправлять людей наверх и отправляться туда сама. У нас есть старший гид, пусть он и решает.
Наконец-то все прогнозы обещают погоду с 14 мая. Лагерь приходит в движение. Объявляется наш сосед, пришедший с северной стороны. Он договорился с мужиками, что не будет вешать перила, а будет работать вместе с ними, но тут вдруг он говорит, что веревку нести не в состоянии. Просит, чтобы ее кто-нибудь из наших гидов занес. Мы говорим ему, что так здесь не положено, гиды с клиентами заняты и клиенты их услуги оплатили, а не стараются, как некоторые, нахаляву пролезть. Потом Чатур все таки нашел корейского гида, который отнес веревку тщеславного и плохо воспитанного европейца. Не верю я, что он друг Адама, потому, что Адам не такой!
Итак, все готовятся к выходу на штурм. Чатур собирает обитателей БазЛага и говорит напутственную речь, так здесь положено:
Друзья, товарищи! Завтра мы все отправимся на штурм, чтобы попытаться подняться на вершину. Нет никаких гарантий, что у каждого из нас получится, и тем более нет никаких гарантий, что мы вернемся с Горы и опять встретимся. Задумайтесь, насколько это нужно каждому из вас и насколько вы готовы принять эту часть реальности. Хочу сказать одно: постарайтесь выжить. Ни одна Гора, даже такая, как эта, не стоит человеческой жизни.
Он отчетливо произносит каждое слово, я до сих пор помню каждое из них. Раньше он никогда так не говорил. Все молчат. Что сказать... Никто от штурма отказываться не собирается...
Выходим на штурм 14-го. Поднимаемся сразу в Лагерь-2. Тяжелый день... Следующий день не лучше. Подъем в Лагерь-3 также дается нелегко. В Л-3 зависаем на 2 дня по причине непогоды. Кажется, что вершина ускользает из рук. Нервы у всех на пределе.
Погодное окно обещает быть, согласно прогнозу, коротким. Решили подниматься в Л-4 17-го и в этот же вечер идти на вершину. В 2 часа дня достигаем Л-4. По дороге видим кладбище погибших в 2013-м.
В 2013 здесь разыгралась жуткая трагедия - из 16 человек, которые вышли на штурм, в лагерь вернулись только три. Корейская команда похоронила их тела в леднике, недалеко от Л-4. Вместо крестов над могилами воткнуты ледорубы. Ветер жутковато гонит поземку по этому высокогорному кладбищу, которое находится уже совсем недалеко от стратосферы.
В 4-30 дня выходим на штурм. Так рано начинаем только я , Тулси, Ким и Сану. Ким и Сану сразу же убегают. Они несут очень много веревки, чтобы ее провесить на предвершинных участках. Они ломанулись так быстро, что кажется, что они на фестивале Elbrus Race, а не на одном из 8000+ нашей планеты. Мы остаемся одни, девочками. Стараемся не сбить дыхание, поднимаемся очень медленно. Через час нас догоняют Зорок и Чатур. Где находятся остальные участники, понятия не имею, сейчас каждый сам за себя.
Всю ночь лезем на вершину. По дороге проходим нишу в скале, где до сих пор отдыхает участник восхождения 2013, теперь он здесь навечно. У него протез вместо ноги. Тулси говорит, что у него, как и у меня, проблема с ногой, и перспектива у меня здесь очень сомнительная. Однако продолжаем подъем. Здесь очень красиво и в то же время жутко. Нас догоняют Аркадий и Андрюха. Они вышли поздно, но скорость у них очень хорошая. Утром наконец-то достигаем вершины. Время точно сказать не могу, сильный мороз, на часы никто не смотрит...
Начинаем спуск. На спуске происходит много вещей, которые не должны становиться достоянием общественности. Благодаря Богу, который, видимо, решил, что наш день еще не пришел, достигаем БазЛага. В БазЛаге узнаем, что наши товарищи с севера, Адам и К, тоже в этот день были на вершине.
Другие статьи по теме:
Я Шерпа. Для меня альпинизм - образ жизни
На восьмитысячник с железной ногой
Опасная работа клайминг-гидов в зоне смерти
Цена любви к заснеженным вершинам