О том, что хвалить детей полезно, мы уже с вами знаем назубок. Об этом нам из каждого утюга сообщают психологи, педагоги и просто опытные мамочки. А вот о том, что у такого вида поощрения есть обратная сторона медали, знают далеко не все родители.
Сегодня и полезных и вредных свойствах похвалы для ребенка.
Когда похвала может давать обратный результат?
- Стимулирование за достижение. Американские ученые считают, что совершенно неправильно расхваливать детей за их природные способности.
Профессор университета в Стэнфорде утверждает, что дети, которых часто поощряли за результативность в обучении, гораздо чаще списывали во время проведения экзаменов.
- Похвала за врожденные способности. Психологи заметили, что если ребенок совершенно точно уверен в собственном интеллекте, это совсем не дает ему уверенности в себе.
ВНИМАНИЕ! Произнося фразу: «Ты у нас такой умный!», мы делаем ребенку медвежью услугу.
Очень часто дети, воспитанные в подобной атмосфере, стараются избегать учебных ситуаций, в которых они могут чего-либо сделать неправильно.
Ребята, которым слишком часто говорили об их выдающемся уме, при первых же проблемах, моментально сдавались, отговариваясь привычной фразой: «У меня это не выходит».
Например, если возникли проблемы с каллиграфией, малыш может наотрез отказаться даже брать в руки ручку, чтобы не оказаться в роли неудачника.
- Словесное поощрение мимоходом. Иногда мы даже не замечаем, что одобряем детей «на автомате».
Например, «Ма, я сегодня пятерку по математике получил!». «Молодец, сынок! Иди обедай!».
Дети отлично умеют распознавать, заинтересован ли взрослый информацией, которую ему озвучили. Он умеет распознать лицемерие и формальный комплимент. Поэтому наши детишки с опаской относятся к такого рода поощрениям, ведь неизвестно, чего в этом случае от них хотят получить взрослые.
- Хвалят отстающих. Когда ребенку переваливает за 10, он совсем по-другому начинает оценивать слова поощрения, которые говорит авторитетный взрослый.
Он начинает замечать, что учитель или родитель применяет подобный прием для того, чтобы выразить отстающему ребенку дополнительную поддержку.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для школьников подросткового возраста именно критика может быть позитивной оценкой их интеллектуальных и творческих способностей.
- Негативная мотивация. Если слишком часто расхваливать ребенка, то он будет совершать какие-либо действия только для того, чтобы снова испытать приятные ощущения от такого поощрения словом.
Такие дети попросту теряют самостоятельность, не стремятся рисковать для достижения поставленных целей, проявляют меньше упорства.
Подводим итоги
1. Хвалить детей нужно! Но делать это стоит не за природные способности, а за прилагаемые усилия, большую мотивацию для достижения цели.
2. Поощрять словом необходимо за действительно весомые результаты. При этом необходимо быть искренним, чтобы малыш чувствовал вашу заинтересованность вопросом.
3. Подростков не стоит нахваливать, если он отстающий, а вы решили таким образом поддержать его боевой дух. Тинейджеры это очень тонко чувствуют.
4. Не поощряйте слишком часто. Мы же не хотим, чтобы наше чадо шагу не могло ступить без положительной мотивации со стороны взрослых.
ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Цены и ассортимент приятно удивят, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.
"МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ" Приятных покупок!