Найти тему
Знай обо всём!

Виктор Цой: неизвестное. Часть 1. "Период бунтующих дней".

Виктор Цой: неизвестное. Часть 1.

"Период бунтующих дней".

Музыка должна охватывать всё: она должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать.
Виктор Цой 1988 год.

Цой неодобрительно относился к творчеству коллег по цеху, имеющим остросоциальную направленность. В собственном творчестве он практически не поднимал подобных тем. Можно сколько угодно говорить об известной всем песне "Перемен!", но вот что сам Цой говорил о ней:

"Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного, равнодушного человека, постоянно посматривающего «наверх». Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов."

Известна язвительная отсылка к Кинчеву в песне Цоя "Бошетунмай": "Все говорят, что мы в месте! Все говорят, но не многие знают в каком". Призывы, подобные кинчевскому "Мы вместе!" были Цою не близки.

В.Цой и К.Кинчев
В.Цой и К.Кинчев

А в песне "Дети минут", известной в исполнении В.Бутусова, Цой достаточно прямо и откровенно говорит о творцах, чья актуальность закована в рамки времени, так и называя их "дети минут". В этой композиции крайне прямолинейно "достается" лидеру группы "Телевизор" Михаилу Борзыкину: "а четвертый все поет о трех-четырех"( отсылка к песне Борзыкина "Три-четыре гада"), "а сейчас - ничего, только рыба гниет с головы у фашистских детей" ( про песни "Рыба гниет с головы" и "Твой папа - фашист").

Среди черновиков Виктора Цоя осталась заготовка и еще одной песни на эту тему, название которой говорит само за себя - "Период бунтующих дней". Вот этот текст:

Новые герои сменяют на постах старых

И дают свою клятву на знамени бунтующих дней

И крепко сжав губы, чтоб не выдать свой страх

Они стоят на семи местах

И мечтают смениться с поста как можно поздней

О период бунтующих дней

Они поют свои песни под запись шумов новостройки

И синтезаторы нынче работают на износ

Фантастический город растёт с каждым днём

Но они не хотят жить в нём

И мечтают остаться в живых и выдержать кросс

О период бунтующих дней

На их барометрах ртуть всегда на отметке “шторм”

И подчас они собираются в стаи как волки

Но вот им нечего ждать у них всё уже есть

Но за это отдана честь

И тогда их просто берут и ставят на полку

-3

В этом тексте практически нет отсылок к конкретным исполнителям и авторам, разве что строчка "и синтезаторы нынче работают на износ" (в музыке той же группы "Телевизор" зачастую преобладал синтезированный звук).

Таким образом, Виктор Цой, сознательно избегая остросоциальной тематики в своем творчестве, стал поистине звездой отечественной рок-музыки. Многие его песни не теряют актуальности, а творчество в целом не теряет к себе интереса даже спустя десятилетия, заставляя своих поклонников уверенно утверждать, что "Цой Жив!".

-4