BWV 565, KV 321, op.3, ми-мажор, №4 — если узнать, что все это значит, ориентироваться в музыкальных произведениях станет проще.
На карточке типы названий, примеры названий и расшифровка их частей, чтобы разом все увидеть. В статье — как это все работает. Сложная нумерация в названиях нужна, чтобы ориентироваться в музыкальном наследии композиторов: так быстрее искать и проще отличать произведения, объединять в тематические блоки, понимать контекст и отслеживать развитие творчества.
Самое непонятное для слушателя — это каталоги и опусы, потому что там и буквы, и числа, и номера и еще и подномера.
КАТАЛОГИ с буквами и числами: Hob. I/103, KV 321, BWV 565, D 94
Каталог — это полный список работ композитора. Такие есть почти у всех крупных авторов: Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта.
Буквы и цифры — это классификация в каталоге. Она нужна, чтобы отличить произведения, написанные в одном жанре и тональности, чтобы не писать длинные названия, быстрее искать ноты в библиотеках и записи в интернете.
Буквы в названиях — это инициалы собирателей или музыкантов: KV (Köchel Verzeichnis) — каталог Кёхеля с работами Моцарта, BWV (Bach-Werke-Verzeichnis) — «Каталог работ Баха», Hob. (Hoboken-Verzeichnis) — каталог произведений Гайдна. Каталоги собирают не композиторы, а музыковеды.
Цифры ставят по хронологии или по типу произведений. Например, в каталоге Гайдна латинское число обозначает жанр, а арабское — хронологический номер в этом жанре. То есть Hob. I/103 — это произведение №103 из первой категории каталога Хобокена. Первая категория — это симфонии, значит, Hob. I/103 — симфония №103. Известные сокращения каталогов посмотрите здесь.
ОПУСЫ с номерами и подномерами: Op. 64 No. 1, ре-бемоль мажор
Опус — обычно напечатанный сборник работ. Номер в опусе — место произведения в этом сборнике по порядку, а тональность — дополнительный ориентир. Op. — сокращение от «опус».
Тональность композитор указывает прямо в нотах, а словами ее выносят издатели и музыканты, чтобы не путаться. Например, Бах написал 24 прелюдии и фуги во всех тональностях, но просто дал им номера по порядку от до к си. То есть фуга в до — это фуга №1. Чтобы не запоминать каждое произведение по номеру внутри опуса или сборника, музыканты ориентируются по тональностям. Если видите в названии ...-moll или ...-dur, то это тоже указание тональности. Так их называют в немецкой и русской академической традиции.
По опусу можно определить контекст, который поможет слушать. Например, op.34 Рахманинова — это цикл романсов, в котором все произведения независимы, но в то же время связаны единой линией: их глубже понимаешь, если слушаешь все. А вот op.1 композитор поставил сам — так он отрекся от предыдущих творческих исканий. Чтобы узнать, что стоит за опусом, загуглите название и прочитайте, какие произведения в него входят, когда он был написан и что происходило в жизни и творчестве автора в этот момент.
Иногда авторы сами объединяли работы в опусы, а иногда это делали редакторы. Не все произведения входят в серии опусов — мелкие работы издавались и без этого обозначения.
Слушайте и понимайте.