Найти в Дзене

Мы природа (№3)

Фото

Страх перед нашей собственной силой побуждает нас действовать таким образом, который противоречит нашему преимуществу, даже если мы, естественно, полны решимости действовать ради нашего преимущества. Мы колеблемся между поиском нашего преимущества и попыткой дистанцироваться от нашей силы и желания.

Спиноза считает это извращенной ситуацией, которая указывает на низкий уровень добродетели и знаний. Ибо печальные страсти уменьшают нашу способность действовать и думать, а печаль, направленная на нашу собственную силу, уменьшает наше желание существовать. Основой добродетели является желание сохранить наше существо и знание того, что хорошо для нашего самосохранения. Страх и отчаяние «показывают дефект знания и недостаток силы в Разуме», а саморазрушительные чувства указывают на невежество в себе и «очень большую слабость ума». В этой ситуации мы плохо знаем себя и то, что хорошо для нас, и мы не можем мыслить рационально.

Широко распространенный страх перед нашей собственной силой и ухудшением самопознания может иметь значительные последствия. Подумайте о «поддельных новостях» и о том, что мы живем в эпоху «пост-правды». В дезинформации нет ничего нового, но равнодушие к истине вполне может быть. Страх нашей собственной силы влечет за собой то, что мы боимся способности ума знать, и мы сомневаемся в знаниях, которые были получены твердыми логическими методами. Страхи и сомнения по поводу изменения климата возникли вместе с колебаниями относительно того, что с этим делать. В обстановке сомнений, отрицания и неуверенности в нашей «общей геополитической ситуации» это становится, как сказал Бруно Латур, своего рода рефлексом выживания, чтобы принять общее безразличие к фактам, так что когда мы представляем потоки несвязанных требований, мы не соглашаемся и не отвергаем их.

Все печальные страсти к Спинозе воспринимаются как ослабленная сила. Когда мы боимся своей собственной силы, мы можем чувствовать, что это бесправие является тем, в чем заключается наша сила. Ослабление силы становится нашей основой для стремления, действия и мышления, порождающего то, что Фридрих Ницше в 1887 году назвал оскорблением, Спиноза называет это смирением, которое является не добродетельным самоуничижением, а «злой и бесполезной» страстью, тесно связанной с чувством собственного достоинства и завистью.

Поскольку мы, естественно, радуемся нашей собственной способности действовать, мы извращенно празднуем нашу собственную слабость. Наши страхи и обиды становятся основой неуместной гордости и высокомерия. Как мы знаем, эти чувства могут быть использованы в политических целях: наши климатические опасения вырисовывались за кампаниями за Брексита, Дональда Трампа и популистских и неофашистских лидеров, все из которых стратегически используют страх и обиду и гордятся отсутствием знаний. Когда мы боимся нашей собственной силы и ее влияния на землю, на которой мы стоим, нас легко поколеблют те, кто обещает воображаемую стабильность земли и границ прошлого.

Tон страха, индуцированный климатический кризис имеет значительные социальные и политические последствия. Этот страх направлен на нас самих, и мы считаем, что он вызван нами самими: тем, что человеческая сила сделала и сделает с природой. Спиноза утверждает, что все страсти связаны с «неадекватными идеями»: идеями из повседневного опыта, которые импрессионистичны, запутаны и часто ошибочны. Страх перед нашей собственной силой связан с двумя такими идеями: идея о том, что люди в течение последних 400 лет были свободны совершать различные действия или проявлять свое стремление по-другому, и идея о том, что наши действия и стремление противоречат природе.

Спиноза считает, что это глубокое недопонимание нашего места в мире.

Во-первых, люди не могут свободно выбирать по-другому. Благодаря тому, что мы являемся частью «абсолютной природы Бога», у нас нет свободной воли, и «все вещи предопределены Богом».

Люди последних 400 лет были полны решимости расширять свою силу и знания, как и они, и мы продолжаем оставаться такими же решительными. Люди являются частью природы.

Продолжение в следующей статье...