Найти в Дзене
Что это за традиция?!

Страна цветущей сакуры и суши: Театр и кино

Традиционный японский театр Для людей, которые, как известно, сдержанно относятся к своим эмоциям и чувствам, такое исполнительское искусство, как театр, может обеспечить приемлемый выход для более открытого самовыражения в Японии. Фактически, сохранение этих традиций считается неотъемлемой частью японской культуры. В Японии существует четыре основных типа традиционных театров: нох, киоген, кабуки и бунраку. Древнейшим из них является "нох", в котором поставлены те же несколько сотен пьес, которые были впервые написаны и исполнены еще в 15 веке. Noh - это драматическое, музыкальное танцевальное представление, богатое символикой. Сюжеты рисуют буддийскую и синтоистскую мифологию. Актеры "Но" традиционно были мужчинами, одетыми в роскошные костюмы и часто одетыми в выразительные маски. Главный герой известен как говно, а его фольгой является ваки. В резком контрасте с формальным, серьезным нохом, киогены представляют собой дикие комедии. Эти короткие пьесы часто исполняются в виде интерл

Традиционный японский театр

Источник фото: https://edo-tokyo.livejournal.com/8888618.html
Источник фото: https://edo-tokyo.livejournal.com/8888618.html

Для людей, которые, как известно, сдержанно относятся к своим эмоциям и чувствам, такое исполнительское искусство, как театр, может обеспечить приемлемый выход для более открытого самовыражения в Японии. Фактически, сохранение этих традиций считается неотъемлемой частью японской культуры. В Японии существует четыре основных типа традиционных театров: нох, киоген, кабуки и бунраку. Древнейшим из них является "нох", в котором поставлены те же несколько сотен пьес, которые были впервые написаны и исполнены еще в 15 веке. Noh - это драматическое, музыкальное танцевальное представление, богатое символикой. Сюжеты рисуют буддийскую и синтоистскую мифологию. Актеры "Но" традиционно были мужчинами, одетыми в роскошные костюмы и часто одетыми в выразительные маски. Главный герой известен как говно, а его фольгой является ваки.

В резком контрасте с формальным, серьезным нохом, киогены представляют собой дикие комедии. Эти короткие пьесы часто исполняются в виде интерлюдий между номерами (хотя киоген может быть поставлен сам по себе), и обе формы театра развиваются одновременно. Все персонажи, как правило, по-прежнему мужчины (хотя некоторые труппы все же допускают женщин-актеров), и акцент делается на живой, дешёвый поступок с элементами сатиры и пародии.

Театр Кабуки имеет больше общего с "но" - это высоко стилизованное сочетание танца и драмы, в нем выступают актеры с сильно раскрашенными лицами. Театр Кабуки возник в середине 1600-х годов и начинался с женщин-исполнителей, которые также часто были проститутками. В отличие от ноха, исторически, кабуки были очень сексуально непристойными. Женщинам кабуки было запрещено в 1629 году (а сегодняшние кабуки - только мужские), но плаксивое содержание продолжалось до тех пор, пока это не было запрещено еще одним указом сёгуната в конце 1600-х годов. Пьесы Кабуки делятся на три категории: сёсагато, с акцентом на танец; джидай-моно, исторические рассказы о военных конфликтах и политических интригах, охватывающие период Сэнгоку с середины 15-го до начала 17-го века; и сёсага-моно, рассказы о домашней жизни после периода Сэнгоку.

Бунраку, или японский кукольный театр, существует с конца XVI века. Исполнители в Бунраку управляют четырёхфутовыми высокими куклами с искусно вырезанными головами, а пьесы делятся темами с кабуки. Они также включают музыку и пение. Как правило, есть три различных типа исполнителей: шамисанты, певцы (таю), которые как повествуют историю, так и декламируют части персонажей, и кукловоды-ниндзёзукаи. Традиционная кукла бунраку требует, чтобы ее двигали три разных кукловода. Главный кукловод управляет правой рукой и головой, в то время как другой владеет левой рукой, а третий управляет ногами и ногами. Кукловоды носят черные мантии и находятся на виду у зрителей.

Источник фото: https://goldvoice.club/@singa/yaponskii-teatr-bunraku-istoriya-i-sovremennost/
Источник фото: https://goldvoice.club/@singa/yaponskii-teatr-bunraku-istoriya-i-sovremennost/

С рассветом фильма традиционный театр стал занимать заднее сиденье в мире развлечений. Столетняя японская киноиндустрия породила не только свои собственные жанры, но и кинематографистов, которые оказали влияние на среднюю киноиндустрию мира.

Традиционное японское кино

Источник фото: https://www.ivi.ru/titr/goodmovies/japan-cinema
Источник фото: https://www.ivi.ru/titr/goodmovies/japan-cinema

По возрасту и объему производства японская киноиндустрия конкурирует с американской - она занимает четвертое место в мире по количеству произведенных фильмов. Первый немой фильм, произведенный в Японии, был показан в 1897 году, и немые фильмы продолжали сниматься и в 1930-х годах. Многие из самых ранних фильмов были "Фильмы о призраках" с участием духов и сверхъестественного, известного как "юрей". Периодические фильмы, или jidaigeki, рассказывали о периоде Эдо, когда Японией правили сёгунаты. На ранние фильмы в Японии также оказали влияние кабуки и бунраку; в 1899 году в короткометражном фильме под названием "Момидзигари" был показан спектакль двух знаменитых актеров кабуки.

Появление "токи" в 1930 году означало также более экспериментальные и авангардные работы. Социально-сознательные фильмы, известные как "фильмы тенденций", были естественным выражением левых политических движений, правительственного инакомыслия и организации профсоюзов в 1920-1930-х годах. Они подвергались жесткой цензуре и в конечном итоге были запрещены, так как в Японии процветал милитаризм. В конце 1930-х годов правительство установило контроль над киноиндустрией и сняло документальные фильмы о реальной жизни в Японии и пропагандистские фильмы, чтобы показать страну как непобедимую военную державу.

В конце 1940-х годов влиятельный кинорежиссер Акира Куросава написал и снял свой первый фильм "Сугата Сансиро". Золотой век японского кино последовал в 1950-х годах, включая фильмы Куросавы, а также Ясудзиро Одзу и Хироси Инагаки, которые получили мировое признание. Также доминировали самурайские фильмы, а также кайдзю, или фильмы о монстрах. "Годзира" (в переводе на английский язык - "Годзилла") - первый и самый известный из последнего жанра, в то время как эпопея Куросавы "Семь самураев" часто считается одним из лучших фильмов, когда-либо снятых. Жанры "ниндзя" и "якудза" (мафия в японском стиле) появились в 1960-х и 1970-х годах. Также примечательным в 1970-х годах является появление "розовой кинопленки" - мягкотекущих эротических фильмов с особым акцентом на эстетику.

Хотя он существовал почти с начала японского кино, фильм-призрак, или юрей, стал популярным в западной культуре в 1990-х годах. Фильмы этого жанра, известные как J-хроррор, являются психологическими триллерами и содержат в себе элементы напряжённости и предвкушения зрителей. Темы фокусируются на элементах традиционного японского фольклора, таких как йокай (духи, демоны и чудовища). Япония также известна большим разнообразием мультфильмов под названием аниме, которые включают в себя другие жанры, такие как фэнтези, научная фантастика, экшн и ужас. Хаяо Миядзаки создал "Порко Россо" и "Принцессу Монононоке", которые были более популярны в Японии, чем такие фильмы, как "E.T" и "Титаник". Сегодня аниме-фильмы составляют более половины всех фильмов, произведенных в Японии.

"Порко Россо" Источник фото: https://afisha.yuga.ru/novorossiysk/kino/porko_rosso/
"Порко Россо" Источник фото: https://afisha.yuga.ru/novorossiysk/kino/porko_rosso/

В следующей статье мы отойдем от мира искусства и развлечений и вернемся к традиционному японскому дому и саду.