Найти тему
Пресса Войны

Конец Берлина

Давид Иосифович Заславский
Давид Иосифович Заславский

Д. Заславский // «Правда» № 108 (9879) от 06.05.1945 г. [2]

Логово фашистского зверя разрушено до основания. Голова зверя размозжена. Берлин германского фашизма прекратил своё историческое существование. Пусть будет он проклят в веках! Ныне — радостный день для всего человечества. Приятно писать некролог Берлина.

Конец Берлина — это конец гитлеровской Германии. После падения Берлина остаётся еще задача доколачивания отдельных разрозненных частей гитлеровской армии. Как нечто целое, гитлеровское государство более не существует. Берлин — это не просто самый крупный город Германии.

Конец Берлина — это конец целого периода германской истории, самого мрачного и зловещего ер периода. Германский фашизм был заключительным звеном в той системе германского милитаризма, которая сложилась вместе с образованием рейха, Германской империи и черной тучей нависала над Европой почти в течение ста лет.

Предпосылки этой системы германского милитаризма восходят к 50—60-м годам прошлого столетия, когда Пруссия стала выходить на первое место среди германских государств и отбила у Австрии её претензии на гегемонию. Война с Австрией и затем война с Францией оформили притязания Пруссии. Берлин, который в качестве столицы Пруссии был серым, скучным, бездарным городом, ничем но замечательным, сразу раздулся в качестве столицы Германской империи, стал неудержимо разрастаться, переполнился казарменно-жандармской спесью, наполнил всю Европу шумом и бряцанием оружия. Берлин олицетворял грубость, заносчивость, надменность германского милитаризма. Он стал рассматривать себя как центр Европы и мира.

В трёх фигурах выражена история этого Берлина: Бисмарк, кайзер Вильгельм II, Гитлер. Все они служили одной задаче: завоевания для Германии первенства в Европе. У всех один язык — надменной силы. У всех одна вера — в бронированный кулак. Для всех высший закон выражен в словах немецкого шовинистического гимна: Германия — превыше всего на свете! По мере измельчания основных фигур германского милитаризма растут наглость, тупость, мракобесие. Кайзер кажется пародией на Бисмарка. Гитлер пародирует Вильгельма. Бисмарк — крупный политический деятель германской реакции, Вильгельм — неумный авантюрист, Гитлер — бандит.

То, что начал Бисмарк, довершил Гитлер. Берлин стал расширяться при Бисмарке, — он разрушен при Гитлере. Уничтожен Красной Армией почти вековой очаг самой дикой реакции, центр непрерывных захватнических замыслов, разбойничьей агрессии. В развалинах — германский генеральный штаб — эта разбойничья штаб-квартира, державшая под угрозой всю Европу, весь мир. В развалинах — имперская канцелярия Гитлера — мрачный застенок, из которого вышла каннибальская затея Майданеков, Освенцимов, адская лаборатория, разработавшая и выполнявшая план уничтожения миллионов мирного населения Европы.

Берлин был опорой всей международной реакции. Он был очагом антисоветских планов и замыслов, центром «крестовых походов» против советского государства. Уже находясь при последнем издыхании, гитлеровский Берлин думал об одном — как внести раскол в ряды союзников и натравить народы на Советский Союз. Разрушение и падение Берлина — это удар не только по германскому милитаризму, который поражен смертельно, но и по реакции всего мира, по овдовевшим профашистам. Правая шведская газета «Гетеборг моргонпостен», глядя на пылающий Берлин, не могла сдержать горьких слёз. Она написала: «В сердце у каждого шведа Берлину отведён уголок». Надо внести поправку: в сердце у каждого шведского реакционера... Не только шведские профашисты сохраняют в сердце уголки Берлина. С ужасом смотрят поклонники фашистского логова, как развевается теперь знамя победы Красной Армии, ненавистное им знамя, над развалинами Берлина. Тщетно гитлеровцы обороняли один район за другим, тщетно искали в своей столице уголок, в котором могли бы найти для себя опасение. Уничтожен гитлеровский Берлин, уничтожены будут и его уголки в чёрных сердцах профашистской реакции!

Красная Армия в интересах своей Родины, в интересах Европы, в интересах человечества делает своё дело основательно. Разбойничье немецкое гнездо сносится до основания. Бисмарк восхвалял политику — «крови и железа». Адольф Гитлер довёл эту политику разбоя до пределов. За преступления против человечества Берлин, наконец, расплатился, и Красная Армия выполнила свой святой долг грозного судьи и благородного защитника цивилизации. Берлин испытал на себе следствия своей политики «крови и железа». Это — страшный урок Не только для немецкого народа, оболваненного десятилетиями милитаристской и фашистской пропаганды. Это — урок и для всех, кто попытался бы повторить преступления — Гитлера и Муссолини и сделать политику грубого насилия над народами, политику крови и железа основой своих отношений к миролюбивым и свободолюбивым народам.

Конец Берлина бесславен. Он грязно жил. Он позорно издох. Его оборона отразила все пороки и уродство фашизма. Столица с многомиллионным населением, с огромным гарнизоном, превращенная в крепость, подготовленная к долговременной защите, снабжённая первоклассной техникой, не могла продержаться и десяти дней. Отчаянное сопротивление не помогло фашистским головорезам. Они защищали гнилое дело, гнилую столицу, заживо сгнивших своих правителей. Берлин рассыпался на куски под могучими ударами Красной Армии.

Гитлеровский Берлин окончился. Центральный очаг фашистской агрессии уничтожен.

Заславский Давид Иосифович => http://pressa-voiny.ru/l/a/66725/51828/