Найти тему

Умом не понять

Оглавление

День без машин Москва отметила со свойственным ей размахом: «Мосгортранс» выпустил на улицы дополнительно 200 автобусов, 100 троллейбусов и 50 трамваев — пробки растянулись на 400 километров в общей сложности. «Частный корреспондент» выждал несколько дней и решил узнать у столичных автомобилистов, что же им помешало пересесть из личных авто в общественный транспорт.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Одним из, казалось бы, значимых для общества событий должен был стать прошедший в рамках всемирной экологической акции 22 сентября День без машин. Москва этот день отметила со свойственным ей размахом: «Мосгортранс» выпустил на улицы дополнительно 200 автобусов, 100 троллейбусов и 50 трамваев, благодаря чему утренние пробки растянулись на 400 километров в общей сложности.

Московских автомобилистов никто не извещал заранее о проведении акции: ни рекламных щитов с призывами, ни перетяжек над дорогами в массовом порядке замечено не было. Некоторые телеканалы проанонсировали акцию короткими сообщениями в новостных выпусках. Хотя 22 сентября в Независимом пресс-центре была проведена пресс-конференция, посвящённая событию. Но в числе выступавших были исключительно представители общественных экологических организаций.

Из тех сообщений, которыми там и тут пестрит блогосфера, видно, что граждане к очередному призыву к социальной ответственности отнеслись по большей части, увы, равнодушно. Однако не все. Некоторые были вынуждены провести этот день в общественном транспорте — не от избытка сознательности, не от отсутствия оной, а в силу обстоятельств.

Сотруднику «Частного корреспондента» и его жене пришлось пользоваться 22 сентября общественным транспортом, потому что машины не оказалось там, где её оставили хозяева. Дело происходило на Таганской площади. Работники ГИБДД отогнали автомобиль, припаркованный якобы в неположенном месте. Не успела супружеская пара обнаружить пропажу, как словно из-под земли появился человек с широкой золотой улыбкой и предложил решить проблему за 2 тыс. рублей. Он же сообщил, что ближайшая штрафстоянка расположена на Волгоградском проспекте, д. 1, вл. 2, а оплатить штраф можно только на «Парке культуры». От услуг человека с золотой челюстью ребята отказались, за открытые явки доброжелателя поблагодарили. И поехали в ГАИ по указанному адресу. Там открылось, что без предъявления ОСАГО штраф не выписывают, ОСАГО же осталось в арестованной машине, то есть на Волгоградском проспекте.

Препирательства с работниками ГИБДД, как известно, никак не помогают ускорить процесс оформления штрафа, зато, когда супруги попросили назвать основания для ареста машины, штраф был выписан без лишних разговоров... Осталось найти машину. Поиск был трудным, долгим, но где наша не пропадала!

В финале дня, проведённого без автомобиля, оставалось только отогнать вызволенную из неволи машину на мойку, чтобы там «за дополнительную плату» избавить её блестящую поверхность от следов фирменного скотча ГИБДД.

-2

denis-shulin:
«Если у нас объявить не просто день без автомобиля, а ещё и одновременно день без алкоголя и без матерщины, то горожане сначала будут отмечать его в пробках, матеря всех и вся, а затем вечером ещё и напьются по этому поводу».

Вообще, если подойти внимательно к вопросу, почему в Москве или Питере невозможен нормальный День без автомобиля, то аргументы автомобилистов довольно убедительны.

Александр в carfree:
«Вы предлагаете отказаться от автомобиля, не предложив ему адекватной альтернативы. Не секрет, что общественный транспорт не устраивает потребителей транспортных услуг. Бороться с автомобилем, как с курением или алкоголизмом, — глупо. Передвижение в пространстве — не вредная привычка, а каждодневная необходимость. Призывать к отказу от автомобиля, это в ряде случаев призывать человека от выбора работы по душе, от посещения друзей или родных, от посещения загородных зон, поскольку на общественном транспорте эти «лишние» транспортировки могут быть настолько затруднены, что от них придётся отказаться.

Предложите людям достойную альтернативу автомобилю, а потом уже и агитируйте за отказ от него».

pin_gvin в takca:
«Про пробки: вчера в каком-то московском телеканале был сюжет про то, что во всей Европе с успехом прошёл день без автомобиля (сознательные европейцы перемещались на лисапедах, самокатах, скейтах, ногах обыкновенных), а вот в Москве праздник был сорван. Отчего — вопрошал возмущённый женский закадровый голос? Оттого — был получен ответ от важного дяди из Мосгордумы, «что на пропаганду праздника было выделено
слишком мало денег!».

А вовсе не потому, как показалось лично мне, что по Москве на велике х*р проедешь: мало того, что опасно, так велик ещё и бросить негде, ни стоянок (просто столбиков с перемычками), и цеплялок для великов нет нигде...

Чего-то такое тупое зло взяло...»

ag2liquid в takca:
«Я бы с удовольствием ездила на велике на работу, и расстояние позволяет — так ведь раздавят в какой-нибудь момент. И спрятать его не особо есть где. А в метро меня муж отговорил ехать. Говорит, «там и так капец что творится, а теперь представь, что туда ещё и автомобилисты припрутся». Мне стало грустно, и я забила на акцию, да».

_unn:
«Я решил поддержать акцию и проехать одну остановку до дома на троллейбусе, хотя обычно хожу пешком. Проезд 300 метров обошёлся в 50 рублей, т.к. ехал не один, а с братом. Примерно столько же стоит проезд у бомбилы. На маршрутке вроде обошлось бы на 10 рублей дешевле, 40 рублей.

-3

Судя по заявлению муниципалитета, в этот день проезд в общественном стоит 10 рублей. В два раза дешевле, чем в обычные дни. Однако щедрая акция не распространяется на пассажиров, покупающих билеты непосредственно у водителей. Непонятно, почему нельзя поставить терминалы по продаже билетов, как это сделано в Европе.

Автомобилист должен найти киоск Мосгортранса и приобрести проездной билет там. Кстати, никаких реквизитов на билете, вроде телефона или e-mail, нет».

kvazar в spb_auto:
«В авто:

ЕСТЬ: любимая музыка, кофе в кружке с подогревом, свободное место ВСЕГДА, приятно пахнет, комфортная температура, прямой маршрут, есть возможность остановиться и подумать.

НЕ: не толкают, не воруют, не хамят, не притираются всякие разные личности (мне вот почти всё равно, а девушки, говорят, переживают), нет пересадок, не надо ждать на остановке. Ну и плюс баранку крутить, педальки нажимать — ка-а-а-а-айф!»

layho в spb_auto:
«Ну, во-первых, я, когда на машине, могу любые каблуки надеть, переобуюсь перед работой, и всё. И потом, очень плохо пахнет в метро, иногда прямо даже нос в воротник засовывать приходится. Ну и вообще, хорошо в машине: радио вещает, тепло, опять же есть уважительная причина на работу опоздать: пробки.

Но вот если мне нужно, скажем, в центр в музей, то я, скорее всего, не буду рисковать, потому что место для парковки найти шибко тяжело. Поеду на метро, чего уж. Но буду недовольна!»

bdens:
«Вчера был день без машин, официально признанный, а водители ездят в отглаженных сизых рубашках. Говорят, даже ларьки на остановках обязали продавать билеты.

Сегодня я попробовал проехать пару остановок. Так получилось, что при себе у меня была только тысячная купюра, и с ней меня, радея об общественном благосостоянии, не пустили в два троллейбуса и один автобус. Нет билета. Водитель не продаёт, потому что нет сдачи, в ларьке не продают, потому что «только кончились, через час подвезут», а деньги в ларьке не меняют, потому что «не обязаны». Так и пришлось ехать на маршрутке, где тысячную купюру приняли, по-восточному цокая языком от радости.

Пишут, что вчера Митволь заблудился в метро, — хоть какой-то прок от официального дня без машин».

Хотелось бы обвинить всех этих людей в бессознательности, но язык не поворачивается. Ведь притом что, к примеру, Московский метрополитен рассчитан на перевозку 6 млн человек, этому предприятию приходится обслуживать девятимиллионный человекопоток ежедневно. Московское метро — второе по перегруженности в мире после метрополитена города Сан-Паулу. Норматив шесть человек на квадратный метр уже кажется издевательским, и представить себе комфортное передвижение в час пик в такой толчее очень сложно, куда проще почувствовать безальтернативную близость.

lar288:

«Это хорошо, что день без машин праздновали не все автомобилисты. А то бы у нас была реальная возможность испытать давно забытые чувства: сначала стоишь на остановке — волнуешься (успею на работу или нет? влезу в автобус или нет?), попутно проезжающий транспорт грязью обливает, потому что стоишь у кромочки, чтобы не последним в очереди, и сзади подпирают. Кидаешься к каждому автобусу: а вдруг это мой? (так недолго спросонья и в другую сторону уехать!) Ну, как в автобус впихиваются все желающие, масса юмористов раньше рассказывала. Всё так: сумки отдельно — люди отдельно, колготки рваные, подолы грязные (на них кто-то постоял), пуговицы оторваны, дети прижатые орут... Висишь где-то в самом низу на последней ступеньке, и на каждом повороте тебя прижимает к стеклу дверцы, думаешь: вот перевернётся сейчас эта махина, и все сверху навалятся на тебя — и не выбраться, и не вздохнуть, такая ужасная смерть. Почему об этом вспомнилось? Потому, что, к сожалению, с годами проблемы не решаются, а только усугубляются. И если говорят, что проблему общественного транспорта удалось решить, то в большей степени за счёт увеличения личного автотранспорта».

Даже для убеждённых велосипедистов, к которым себя причисляет и ваша покорная слуга, велосипед не средство уменьшить вред, наносимый экологии города каждым очередным автомобилем, а просто приятный способ передвижения. Несмотря на то что Москва совершенно не приспособлена для передвижения по ней на байке. И тут дело не столько в страхе быть подбитым на дороге, сколько в отсутствии мест, где можно оставить велосипед в сохранности.

diary.ru:
«В Москве никто не станет толком отказываться от машин. Пока гром, как говорится, не грянет. Для меня эта акция была чистой воды развлечением и днём «закрытия велосипедного сезона».

С утра встала и поехала до МГУ на велосипеде. Кстати, это, как думают многие, не «боже-мой-как-утомительно-мотаться-каждый-день-на-работу-на-Этом», а очень освежает и пробуждает. Кроме того, погода была благоприятная, что вдвойне радовало. Пока ехала, наслаждалась московским свежим, насколько это возможно, воздухом.

-4

После работы в 6 часов вечера я была уже на смотровой площадке Ленинских гор, чтобы поучаствовать в устроенном WWF велопробеге по набережной. Народу было довольно много, но больше, чем участников, было, пожалуй, журналистов. Пообщалась с журналистом из Русской Службы BBC (почему из всех журналистов я всегда с BBC общаюсь? О__О). Перед началом всем раздали шарики с логотипом фонда и наклейки с надписью «Одной Машиной Меньше». Потом я, встретив своего друга, стартовала вместе с ним, и мы поехали по набережной к парку культуры. Ехали быстро, хотя все уверяли, что поедем «еле-еле». Мой велосипед не справлялся с такими скоростями. Но так как поначалу мы ехали в основном под горку, труда не составляло. Потом уже на набережной ехать было сложнее, когда в горку особенно, но, опять же, весь пелетон ехал с такой скоростью, что я успевала только выругаться перед видом самого склона, а во время подъёма даже не успевала думать, как же, блин, тяжело. Проехали минут за 10—15 всего-то. Уже на финише всем раздали отражатели с пандой, и потом постепенно велосипедисты начали разъезжаться».

Как оказалось, в братской Беларуси тоже отмечали День без автомобиля. С тем же успехом, что и в России.

zemlia-nika:
«День без автомобиля я встретила в привычной малиновской пробке. Мои дежурные проклятия рассыпались, так и не долетев ни до одного лобового стекла.

Не понимаю: за проведение акции взялись аж три убедительных организации (МВД Беларуси совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство транспорта и коммуникаций), однако единственную малюсенькую чёрно-белую рекламульку мероприятия узрела я в месте, куда редкий водитель забредёт — в МЕТРО!»

green-cmetaha:
«Вчера был замечательный день!

Вчера наше правительство проводило «День без автомобиля». Всем жителям г. Минска предлагалось оставить своё авто дома и топать на автобус.

Как всегда, народ ответил дружным отказом и снова выстроился в пробки возле перекрёстков. Знал бы — тоже бы приехал на машине.

У нас с правительством так: оно придумывает какую-нибудь х***ь — мы от этой придумки отказываемся. Так было и с прошлым «днём без автомобиля», и со всеми «днями трезвости», которые каждый уважающий себя трезвенник считал за честь отметить купленной в аптеке настойкой боярышника.

А что ещё можно придумать в этом же ключе?»

К счастью, нам удалось раздобыть комментарии людей, которые живут подальше, за пределами нашей родины, ещё дальше пределов СНГ — в Бельгии. Выяснилось, что сколь бы ни был комфортен загнивающий капитализм, даже там властям приходится убеждать граждан в необходимости быть сознательными

blagodarsky:
По центру Брюсселя в этот день свободно передвигаются лишь машины полиции, скорой помощи и тех, кто не забыл оформить специальное разрешение. Полицейские не стесняются и документ вполне могут проверить. Взяток они не берут, а штраф платить никому неохота. Поэтому дороги с 9 утра и до 7 вечера становятся довольно пустынны. Обладатели разрешений, тем не менее, обязаны ездить не превышая 30км/ч. Что, видимо, связанно с мерами безопасности ради многочисленных велосипедистов и роллеров.

В прошлом году главными темами были: «Экологически чистый транспорт и охрана окружающей среды». И работники компании STIB, которая управляет общественным транспортом, что есть сил пиарили преимущества езды на автобусе, трамвае или метро. Городской транспорт, демонстрируя эффективность, работал по обычному, а не воскресному графику. А наглядной агитацией выступал броский стикер: «My best car is a tram».

Городские власти, видимо, не теряют надежды, что большинство из нас таки откажется от машин, и предлагают ряд компенсаций. Одна из которых — бесплатный проездной на все виды транспорта, сроком на год, тому, кто продаст машину. Пытаются, пока без большого успеха, пересадить граждан и на велосипеды, взять в аренду которые можно отныне повсюду.

Бойкотировать «День без машин», мирно оставшись дома, меня заставило чувство, что это разводка такая, для лохов. Хотя экология, чистый воздух и озоновый слой, несомненно, важные факторы, правда, до тех пор пока их защита не слишком тебя напрягает. А вот если спуститься в подземку и, слегка обливаясь потом, проехать несколько станций, то родной старенький Опель покажется не менее важным, чем проблема глобального потепления.

Пока чиновники из Европейской комиссии (требующие к 2020 году уменьшения выбросов СО2 в атмосферу на 20%) не пересели на общественный транспорт, а главы Евросоюза на заседания не добираются на метро, думаю, нам тоже некуда торопиться. Начать им лучше с себя».

В народе тут же созрел новый анекдот: «После проведения Дня без машин пассажиры общественного транспорта замучили Мосгортранс вопросами: когда же для них будет проведена ответная акция «День на персональном авто»?»

Автор: Алена Городецкая, "Частный корреспондент".