Найти тему
Фильмокнижие

Лучший роман о декабристах

Роман Д.С. Мережковского «14 декабря» - книга для думающего читателя.

Подготовка к восстанию декабристов, события на Сенатской площади 14 декабря 1925 года, следствие по делу участников восстания показаны глазами Валериана Михайловича Голицына, человека честного, порядочного, способного на благородные поступки. Автор выстраивает интересную любовную линию героя, его историю отношений с Марьей Павловной Толычевой, уездной барышней, робкой, застенчивой, но искренней и любящей свое имение Черемушки. От первых робких взглядов в карете по дороге к Петербургу до большого, глубокого чувства – таков путь юных героев.

Валериан Голицын
Валериан Голицын

Мережковский рисует декабристов как интеллигентов, бросивших вызов самодержавию. Конечно, у них нет опыта политической борьбы, поэтому то, что планируется накануне восстания, оказывается не реализовано. «Стоячая революция» - одна из самых драматичных сцен романа. Диктатор восстания князь Трубецкой, который во время Отечественной войны 14 часов под ядрами стоял, словно играл в шахматы, не выходит на площадь, так как не разделяет идеи цареубийства. Получается, что «Храбрость солдата – не храбрость заговорщика». Не находит сил к решительным действиям и князь Оболенский, избранный диктатором восстания прямо на Сенатской площади. В чем-то прав Рылеев, когда называет декабристов «планщиками и теоретиками». То, что «чудесно в мыслях», на деле оборачивается провалом, разгромом. А народ не поддерживает восставших, так как не понимает их целей, даже Конституцию считает женой Константина.

Как Мережковский создает образ власти?

Николай I
Николай I

Константин, отрекшийся от престола, - «деспотический вихрь», «зверь». Николай – машина. Николая не воспитывали, а муштровали, поэтому он ждет приказов, указаний от своего придворного окружения. А министр внутренних дел Ланской и министр просвещения Шишков, генерал Аракчеев похожи на изваяния - «три вставших из гроба покойника». Коварен генерал Бенкендорф, иронично названный Меркурием. Бенкендорф клевещет на Милорадовича, Мордвинова, Сперанского, опутывая императора паутиной заботы, он еще опаснее, так как рвется к власти сам. Лживость власти подчеркивается тем, что у Николая нет лица, а есть множество масок, которые он коварно меняет, особенно во время допросов декабристов, манипулируя их чувствами, ударяя по самым больным местами, по семье, детям, любимым.

Поразительна в романе фигура отца Петра, духовника заговорщиков. Он, разговаривая с узниками, понимает, что перед ним не злодеи, а лучшие люди России. Отец Петр до конца остается добрым, смиренным, незлобивым, окормляющим «духовных чад своих».