Недавно я познакомилась с картиной, которая называется " Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме". Картина написана в 1909 году художником Иваном Семеновичем Куликовым. Имя художника мне было совсем неизвестно.
Сейчас я уже знаю некоторые детали его биографии.
Иван Семенович родился в Муроме в крестьянской семье. Почувствовав желание стать художником, он отправился в Санкт-Петербург, где учился в художественной школе, а потом поступил в Академию художеств.
Талант и упорство помогали Ивану Семеновичу на его творческом пути. Он был знакомым с такими известными живописцами как Репин и Кустодиев.
Куликов путешествовал по стране, интересовался историей, археологией. Мир крестьянской культуры был необычайно близок и очень интересен художнику.
На картине мы видим старинный обряд благословения невесты. На полотне изображена невеста, ее родители и многочисленные родственники.
Интересны детали одежды крестьян, предметы быта, которые с большой любовью и точностью изобразил автор.
Невеста стоит на коленях перед родителями. Отец держит икону, а мать - хлеб, солонку с солью и полотенце. Это не просто предметы, а некие символы благополучия и счастливой жизни.
На невесте белый вышитый платок с цветочным орнаментом, надетый "на каемочку". Он закрывает всю спину девушки, именно при таком способе видна воочию вся красота платка. Этот способ считался праздничным. У маленькой девочки, матери невесты и одной и гостей платок повязан по такому же принципу.
На картине обращает на себя внимание Красный угол с иконами, где горят свечи. Все подчеркивает важность момента.
Некоторые считают, что невеста грустна из-за того, что ее выдают замуж против воли. В подтверждение этой версии якобы говорят печальные лица родственников и поза невесты.
Не могу согласиться с этой версией. На мой взгляд лица гостей не печальные, а сосредоточенные, серьезные. Ведь они присутствуют на важном обряде, где веселость просто неуместна.
Повеселиться потом можно будет на свадьбе.
Невеста стоит не на полу, а на подстеленной соломе. Скорее всего солома имеет не столь бытовое, сколько символическое значение. Солома-пшеница-хлеб-достаток. Такую паралель можно провести.
Картина написала в ярких радостных тонах. Преобладают оттенки красного, желтого, белого, бежевого цветов.
Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?