Иногда фраза «тебе медведь на ухо наступил», сказанная на уроках пения или куда страшнее, в более сознательном возрасте, может очень сильно повлиять на дальнейшее отношение к музыке. Многие так до конца не понимают смысла этого выражения: одни считают, что у них нет слуха, а другие – голоса.
Но и слух, и голос даны нам природой также, как и возможность нашего тела и ума постоянно развиваться в любых направлениях.
Это значит, что желание чисто петь приведет нас сначала в музыкальную школу, где мы постигнем азы нотной грамоты, сольфеджирования и хорового пения, а дальше в музыкальный вуз или на уроки к вокальному педагогу.
И музыкальный слух – это то, что будет идти «бок о бок» с нашим голосом.
Но не стоит забывать, что музыкальный слух начинает развиваться задолго до нашего появления и формируется в течение всей жизни.
Поэтому в первые годы общения с ребенком вы можете воспользоваться этими советами:
- прослушивание музыки
Если малыш еще не танцует и не поет, значит надо сделать акцент на фоновую музыку, сопровождающую его действия. Например, если он готовится ко сну, включите расслабляющую, спокойную музыку. В периоды бодрствования - динамичную, легкую, весёлую.
В конце статьи вы сможете найти полезную подборку на эту тему.
2. пение
Если ребенок готов к повторению действий, вы всегда сможете исполнить с ним простые партии. Например, в песенке "про паровоз" стучат колеса - двигайте руками, в песенке про «дождь» имитируйте падение капель на ладошку, в песенке "про машинку" воспроизведите голосом сигнал «бибибип".
3. музыкальные игры с развитием звуковысотного слуха.
Включите свое воображение и подумайте каким голосом могла бы звучать мышка, а большой медведь, а маленькая жужа-пчелка? Меняйте интонацию, тембр голоса и вовлекайте в свою игру.
4. игра на музыкальных инструментах
Конечно, если в ваших силах приобрести ксилофон или детский синтезатор, то вы с легкостью сможете выучить ноты в пределах одной октавы и приобрести первые навыки игры.
Если такой возможности нет, то воспользуйтесь старым и проверенным способом. Возьмите палочку, пластмассовую зубочистку или чайную ложку и постучите по плотной коробке, воздушному шарику, стеклянной баночке, стулу и т.д. и поинтересуйтесь у ребенка какой звук он услышал. На первых порах подсказывайте ему, используя сравнительные прилагательные, такие как: низкий, высокий, плотный, гулкий, звонкий, бархатный, еле слышимый... Всё это даст представление о тембре и качестве звука.
5. ритмические движения
На первых порах это могут быть движения, сделанные в такт музыке. Включите детскую весёлую песню и начните хлопать в ладоши на каждую долю: 1,2,3,4, потом на 1,3 или 2,4, только на 4 долю. Проговаривайте вслух вместе с ребенком, чтобы он запоминал и в следующий раз знакомился с новыми ритмами. Усложняйте действия постепенно, по мере освоения старых.
Чувство ритма, в дальнейшем, позволит ребенку слышать метр стиха и легко учить поэзию, а также не испытывать дискомфорта при знакомстве с танцевальными элементами.
А теперь, мой обещанный плейлист, в котором вы с легкостью найдете мажорные композиции, классические произведения и немного спокойной музыки для общения с вашим ребенком.
Как видите, существует множество вариантов развития музыкального слуха у детей, но мы советуем подходить комплексно и играючи, чтобы ваш ребенок не воспринимал это как урок или обязательное музыкальное занятие. Постарайтесь придумать свои игры, песни, спектакли и обязательно делитесь с нами в комментариях, ведь мы развиваемся вместе!
До новых встреч!