Найти тему
Игорь V

Про бессмысленность сравнения зарплат в СССР и сейчас.

Я думаю, что эта карикатура из какого-то украинского журнала времен застоя. В России было то же.
Я думаю, что эта карикатура из какого-то украинского журнала времен застоя. В России было то же.

Если бы мои статьи вообще читали, то представляю, что бы сейчас началось. В СССР ведь были качественные и недорогие продукты в изобилии, одежду можно было подобрать на любой вкус, мебель, радиотехника, одежда - бери не хочу. И люди добрее были. Кто не понял - это сарказм.

Однако мои воспоминания несколько иные. А хотел я сказать, что рассуждать на тему, что можно было купить на зп в СССР и сейчас - это как сравнивать покупательную возможность рубля у нас и разноцветных бус у племени людоедов мумба - юмба.

В СССР при зарплате в 200 рублей и одновременно наличию серьёзного блата можно было жить как кум королю. Продукты реально стоили копейки, только ни икру, ни сырокопчёную колбасу, ни тушёнку, ни сгущенное молоко, ни растворимый кофе и ещё товаров сто купить было в магазине невозможно.
Я думаю, что у кого с памятью всё хорошо, кто жил на Урале в семидесятые - восьмидесятые, может подтвердить мои слова.

В свободной продаже цветные телевизоры никогда не стояли. Джинсы в начале восьмидесятых начали выкидывать, но, во-первых, нужно было очередь бешенную отстоять, а во-вторых, их стоимость, 100 рублей - это ведь безумие. Правда, чего-то я никогда в открытой продаже ливайсы и ранглёр не встречал. Их приходилось покупать у спекулянтов за 200 рублей. Дублёнку можно было у них же за 2000 купить, цигейковая шуба стоила по госцене 800 рублей, но хрен её купишь, а по спекулятивной нужно было отдать эти же 2000.

С радиотехникой тоже беда была. Я помню в 1983 году ездил за 40 км от своего города, чтобы купить первый появившийся тогда стационарный кассетный магнитофон Маяк - 240, кажется назывался. Японские всякие Акаи, Шарпы, Панасоники покупали по 2 - 2,5 тысячи. А кассеты японские изредка выкидывали в продажу по 9 рублей за штуку, но чаще за ними опять же нужно было идти к фарцовщикам.

Про машины теперь. Можно было, конечно, встать в очередь за Жигулями и стать их счастливыми обладателями через три - пять лет. Но, если ждать не хотелось, то можно было купить с рук подержанную. Оформлялась официально она по более низкой, комиссионной цене, но сверху нужно было переплатить, и получалась её стоимость вышей новой на 500, о то и 1000 рублей. А насчёт запчастей, то тут уж такого понятия, как госцена, просто не существовало. И по спекулятивной - то иди купи резину, аккумулятор, карбюратор, шаровую или хоть дворники.

Книги. Кто-нибудь покупал в те времена в книжном магазине в свободной продаже Чейза, Азимова, Лема, Стругацких, Булычёва? Ну или хотя бы Куприна, Алексея Толстого, Беляева? Нет, в свободной продаже были книги Л.И. Брежнева про малую землю и целину. Ни и прочие шедевры соцреализма про битвы с урожаем, за план и добровольный отказ от премии. Кстати, даже таких генералов от литературы, как Проскурина, Иванова или Липатова, тоже не особо можно было достать.

Короче, я считаю глупостью сравнивать уровень жизни, покупательскую способность, зарплату и прочее при СССР и сейчас. Некорректное это сравнение. Да, тогда можно было свободно купить буханку чёрного хлеба за 16 коп, колбасу за 2,20р., яйца за 1 р. 5 коп и бутылку водки за 4.12. Всё остальное, что купить было нельзя, я перечислил.

Беда в том, что я уже тысячу раз слышал от ровесников такой аргумент: я в застой каждый день мог купить буханку хлеба и бутылку водки. Ну, если это мерило счастливой жизни, то мне возразить нечего...


Я же сам никогда не скучал по годам застоя, ибо получается у меня зёрна от плевел отделять. В 70е - 80е я был молод, здоров, красив, лёгок и обаятелен. У меня были иллюзии, которые позволяют легче идти по земле. Я умел влюбляться, меня любили. Одни друзья не успели подняться настолько высоко, чтобы перестать замечать меня, другие не опустились так низко, чтобы я постарался не замечать их, третьи, самые лучшие, ещё были живы. Это было счастливое время, но не потому, что я жил в лучшей стране на свете. ЭТО Я БЫЛ ХОРОШ, А НЕ СТРАНА.

И, кстати, мне не нравится то, что я вижу, выглядывая в окно, сейчас. Но из этого сейчас я ни за что бы не хотел перенестись на сорок лет назад.

Кстати, стать восемнадцатилетним тоже бы не хотел, но это к делу не относится, позже когда нибудь напишу