Утром отслужили молебен, и пошел на митинг поздравлять ветеранов. Перед началом митинга, как обычно, разговорился с людьми. Один знакомый рассказывал о своем отце. Тот воевал с 1943 года и вернулся домой. Отец вспоминал, как проходили они по сожженным селам, встречали старух с малыми детьми. голод, нужду. Говорит, пока идешь, так весь вещмешок вытрясешь. А были и такие, что, наоборот, по домам ходили, золотишко с народа трясли.
Вот из тех, кто «тряс», точно никто не вернулся.
Сегодня я выступал, рассказывал, как обычно, о семье моего отца, о том, как бабушка, с колен не вставая, молилась днем и ночью, о том, как все они пришли с фронта. Это несмотря на то, что мои дядя и отец отвоевали в штрафбатах.
Но никогда еще потом, после моего поздравления, мне не высказывали, что вот, мол, опять ты своими молитвами. Надоело! А у нас с фронта никто не вернулся. Так неужели о них никто не молился?
Кто знает, почему одним было суждено пройти войну и уцелеть, а другим погибнуть? Вот только бабушка умерла в 1945-м, сыновей и внуков вымолила, а сама умерла. Думаешь: как нужно молиться, чтобы умереть вместо любимых? Что это, добровольная жертва?
Наверное, здесь все важно — и молитва близких, и чистота твоего собственного сердца, и, несомненно, Промысл Божий. Всегда во взаимоотношениях человека с Богом действует принцип синергии, соработничества.
Мы по наивности думаем, что война закончилась. Ничего подобного. Она продолжается каждый день, каждую минуту и так же, как шестьдесят восемь лет назад, продолжает делить людей на своих и на врагов.
Разве сегодня нет нужды молиться о детях и внуках? Разве не кладут они свои юные светлые головки? Кладут, и еще как, мне ли этого не знать.
Где же вы, любящие самоотверженные мамы и бабушки? где ваши молитвы, что со дна морского достанут?
Рассказ "День Победы" из книги священника Александра Дьяченко «Дневник Великого поста», вышедшей недавно в издательстве "Никея"