Найти тему
Плёнки и винил

Три очень разные экранизации одного детектива-антиутопии: из СССР и Германии

Оглавление

Шведский писатель Пер Валё был весьма востребован читателями Советского Союза. Так удачно сошлось, что он работал в популярном жанре детектива, к тому же политического, с нотками критики буржуазного общества, а сам придерживался левых взглядов.

На этом снимке за спиной писателя можно рассмотреть портреты Карла Маркса и Иосифа Сталина.
На этом снимке за спиной писателя можно рассмотреть портреты Карла Маркса и Иосифа Сталина.
В 1964-м году Валё выпустил роман «Убийство на 31-м этаже», фантастический детектив о вымышленном государстве, где полиция сама запугивает общественность вымышленными террористическими угрозами ради получения контроля над СМИ и свободой слова.

Этот роман из всего наследия автора оказался наиболее интересен кинематографистам, в первую очередь, советским. И на сегодня можно обнаружить три очень разностилевые кинопостановки этого произведения.

1. Сатирический спектакль

В 1972 году сюжет романа был превращён в телевизионный трёхчастный спектакль ленинградским телевидением. Это атмосферная постановка с участием блестящих советских актёров. На первый план здесь вышли сатирические приемы изображения западного общества.

Ещё на канале:

2. Мрачная антиутопия

В 1980-м роман был экранизирован в СССР ещё раз, теперь уже как цветной фильм в двух частях студией «Таллинфильм».

Картина развивает гнетущее настроение полицейской антиутопии. Чувство несвободы передаётся и съёмками в замкнутых помещениях, общим тёмным колоритом кадров. В целом, фильм характерен для своей эпохи.

3. Немецкий киберпанк

Вскоре после этого, в 1982 году, тот же сюжет был переложен на язык кино в Германии, где фильм получил название «Камикадзе 1989».

-2

Работа традиционно считается неудачей режиссёра Вольфа Гремма, хотя автору этих строк она понравилась. Это странное кино, где акцент делается на абсурдных ситуациях в духе прозы Франца Кафки. В последние годы картина часто переоценивается критиками и её порой называют немецким ответом на «Бегущего по лезвию» и другие произведения киберпанка. Из интересных фактов надо отметить исполнение главной роли режиссёром-классиком Р.Ф. Фассбиндером и саундтрек Эдгара Фрёзе из прославленной группы Tangerine Dream.

Но вообще, все три экранизации, такие разные по смыслу и стилю, смотрятся интересно.
-3