Найти тему
Аудиторррр

Как украсть миллиард у Саудовской Аравии

Адам Нойманн Фото ТАСС
Адам Нойманн Фото ТАСС

Кто они инноваторы наших дней, венчурные стартаперы покоряющие прогрессивную молодежь своей способностью из воздуха делать миллиарды на крутых идеях, технологиях и вот этом всём. На самом деле, если копнуть глубже биографию многих из них, того же Цукерберга, можно обнаружить массу интересного и не вписывающегося в истории о талантливых гениях из народа, добившихся всего тяжким и упорным трудом.

Однако самый эпический пример инновационного гения - некто Адам Нойманн, основатель компании WeWork. Хоть контора и была основана в Нью-Йорке, но тем не менее, она полностью соответствует духу Силиконовой Долины и всей той дичи, что в там происходит.

Начнем с того, что компанию основал эксцентричный уроженец Израиля. Суть бизнеса заключалась в банальном арбитраже недвижимости. Компания заключала долгосрочные контракты (от 10 лет и более) с владельцами коммерческой недвижимости, переоборудовала помещения и сдавала их в краткосрочный наем фрилансерам и целым компаниям. Это называется модным словом КоВоркинг, т.е. место где можно временно поработать вместе - арендовать на один день, например.

То есть, весь фундамент компании, все, на чем она строилась, заключалось в расчете на то, что мировой рынок недвижимости будет всегда расти в цене. Ведь арендовали с большими скидками и давно, а сдаем сейчас и по полной цене. Учитывая цикличность рыночной экономике - взлёты и падения, эта идея абсурдная сама по себе. 

Самое забавное, что эта тривиальная схема позиционировалась, как современная IT-компания. Был создан некий технологический «обвес», который пускал пыль в глаза: можно было бронировать и оплачивать места через мобильное приложение. А также WeWork покупал компании, которые создавали технологические решения для совместной работы.

Главным инвестором компании выступал фонд Softbank Vision, которым руководит очень эксцентричный японец Масаёси Сон. Это чувак, который делал на коленке презентации в Power Point и презентовал это миллиардерам. Его основная идея была в том, чтобы вкладывать в молодые перспективные компании, которые через несколько лет станут мировыми лидерами индустрии. И какое-то время у него это даже получалось. Его «шизанутость» производила на вкладчиков фонда завораживающий эффект. Настоящий гений обязан быть с придурью. Но как говорится, «не путайте бычий рынок со своей гениальностью». Когда вода ушла, все увидели, кто купался голым. 

Очень интересный нюанс заключался в том, что инвестором фонда господина Сона была Саудовская Аравия. Решили парни диверсифицировать свои сбережения из нефти во что-нибудь «более современное». Суммарно они дали Сону под управление 90 млрд. долларов (около 25% бюджета России). Напомним, принц Саудовской Аравии – это тот лихой парень, который был замешан, как минимум, в убийстве одного журналиста (хотя пропали трое), писавшего про него пакости. Журналист вошел посольстве Аравии в Турции и больше его никто не видел, ни целиком, ни по частям.

Господин Адаму Нойманн же вел бизнес в лучших традициях отечественных реалий. Полученные от Софтбанка (читай, от саудитов) деньги он просто выводил из компании на собственные счета. Там было множество разных схем, начиная от продажи торгового знака самому себе, до банальной сдачи недвижимости по завышенным ценам, опять же, самому себе. Помимо этого, Адам прописал себе в договоре гору золотых парашютов. Наверное, хватило бы на целую роту гендиректоров. При этом, он был одновременно гендиректором и председателем совета директоров. В общем, имел безграничную власть в компании. Несмотря на то, что значительная доля компании уже принадлежала не ему. 

Имея такую огромную власть в довольно большой компании, Нойманн, конечно же, творил разного рода странности. Например, создавал культ личности: любые промо-материалы компании были пропитаны словом «Адам», с рассказом о том, какой он классный и успешный. Однажды наш герой даже решил устроить вечеринку после того, как сократил сотни человек в компании (из-за финансовых проблем). Он назвал это чем-то вроде «очищающей вечеринки». И конечно Адам ежедневно пил текилу.

На пике венчурного хайпа Сон и Нойманн решили спихнуть ту гору мусора, которую они создали из WeWork, на публичный рынок. Было решено выйти на IPO.

Но их планам помешали журналисты, которые после анонса IPO стали одну за одной публиковать статьи о том, что вся компания – это один огромный пузырь. Ведь компания за всю свою историю не показывала прибыль, а лишь огромные убытки. Существовала она исключительно на донаты саудовского принца. Её оценку раздули до невероятных значений (47 млрд. долларов), чтобы как раз таки на IPO спихнуть акции «олухам». 

Сначала журналисты подгадили, а потом наступил общий кризис венчурного рынка. Несколько таких же убыточных компаний, например, Uber и Lyft, вышли на биржу в 2019 году и провалились. Цена их акций ушла сильно ниже первоначальной цены размещения. Рынок сказал, что больше не хочет играть в игру «продай другому дураку дороже», о которой рассказывали ранее.

Все же расчеты Ньюмана и Сона строились на том, что они легко выйдут на IPO, компания получит очередную порцию денег и сможет дальше прожигать их несколько лет. В итоге от IPO пришлось отказываться, и WeWork молниеносно оказался банкротом. Так что Softbank пришлось вкидывать в этот бизнес-труп новую порцию денег.

Однако самое удивительное, что израильтянин сумел нагреть арабов и такой ситуации. Структура компании и договора внутри неё были составлены таким образом, что даже от полнейшего банкротства и ее развала выигрывал основатель. В момент докапитализации от Softbank Ньюман получил огромнейший бонус от этих денег. 

Что мы имеем по итогу: WeWork – банкрот (с учетом карантина теперь уж точно). Softbank с горой абсолютно неликвидных убыточных зомби-компаний. Скорее всего их фонду тоже крышка. Прожгли на всё это чудо нефтяные деньги саудитов, которым в текущих реалиях тоже приходится очень несладко. Ужасы на рынке нефти будут продолжаться еще долго. А резервы страны просажены на такие компании, как WeWork. 

Вот кого надо было России пригласить консультантом на сделку ОПЕК+. И как арабы доверились японцу и гражданину Израиля? Хотя может за всем стоял Моссад? В любом случае Нойманну и Сона вряд ли угрожает участь журналиста Хашогги - они уже слишком известным, что бы пропасть или умереть странным способом.

Статья в русском Форбс

Источник - т/канал @tlgdoc