На рубеже XIX и ХХ веков развернулось острое соперничество американской Standard Oil Trust и российских нефтяных компаний на мировом рынке нефтепродуктов
В 1898 году по объему добычи нефти Россия впервые обошла США. Российские нефтяные компании стремительно развивались и вскоре составили серьезную конкуренцию лидеру рынка — американской корпорации Standard Oil Trust Джона Рокфеллера. Однако предыстория этого противостояния началась гораздо раньше, еще в 60-х годах XIX века, когда в России начали внедрять керосиновое освещение.
На американской керосиновой игле
В начале мая 1863 года городская дума Санкт-Петербурга приняла решение заключить контракт на устройство минерально-масляного (то есть керосинового) освещения с гражданином США Ласло Шандором, директором «Общества минерального освещения», предложившим наименьшую цену за установку фонаря: 34 и 29 рублей в зависимости от размера фонаря. Контракт вначале был подписан на два осветительных периода — с 1 августа 1863 года до 1 мая 1865 года. Американский керосин поставлялся морским путем через Атлантический океан и Балтийское море в порт Санкт-Петербурга. Удачная ценовая и маркетинговая политика «Общества минерального освещения», обильная реклама и бесплатная раздача жестяных керосиновых ламп покупателям для стимулирования спроса привели к быстрой экспансии заокеанского продукта и его доминированию на российском рынке.
С 1 мая 1865 года и Москва стала освещаться импортным керосином. В 1866 году в городе насчитывалось 9200 керосиновых уличных фонарей. В том же году среди американских поставщиков появилась новая фирма Rockefeller & Andrews, основанная предпринимателями Джоном Рокфеллером и Сэмюэлем Эндрюсом и владевшая двумя крупными нефтеперегонными заводами в Кливленде.кция Standard Oil Trust. 1884 год
В июне 1870 года предприниматель Джон Рокфеллер создал компанию Standard Oil, которая в скором времени стала крупнейшим нефтепереработчиком и экспортером керосина в США. К концу десятилетия она перерабатывала уже 90% добытой в стране нефти. Одним из основных направлений развития продаж рокфеллеровского керосина сразу стала Российская империя. Объемы его поставок в 1870 году были 1 440 971 пуд, в 1871-м — 1 720 420 пудов, в 1872-м — 1 793 201 пуд, что в общем потреблении в стране составляло соответственно 80,9, 79,5 и 79,1% — практически полная зависимость от привозного американского горючего.
Нельзя сказать, что экспансию заокеанского керосина российские предприниматели встретили спокойно. Так, «Закаспийское торговое товарищество», созданное коммерции советником Василием Кокоревым, пыталось предложить российскому потребителю отечественное «осветительное масло» — фотоген, производившийся на бакинском заводе. Но стоил он до 6 рублей за пуд, а потому не мог конкурировать с дешевым американским керосином массового фабричного производства. В 1865 году в журнале «Технический сборник» отмечали: «Если принять во внимание, что один из североамериканских штатов, Пенсильвания, добыл в 1862 году до 2 миллионов пудов горного масла и что это масло, очищенное, в американских портах стоит около 3 копеек за фунт, то усилия этого общества удержать столь высокую цену на подобный продукт без таможенного вмешательства могут оказаться безуспешными».
Главной причиной того, что богатейшая запасами нефти Россия оказалась на американской керосиновой игле, была откупная система на нефтяных промыслах — рудимент феодально-крепостнического уклада, который не вписывался в структуру модернизируемой экономической системы пореформенной России и тормозил социально-экономические преобразования.
За свободу нефтяного бизнеса
В конце 60-х годов XIX века в борьбу против откупной системы включились ведущие российские предприниматели, инженеры и ученые во главе с Дмитрием Менделеевым, а также ряд прогрессивных представителей правящих кругов в лице наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича Романова и министра финансов Михаила Рейтерна. В итоге 17 февраля 1872 года произошло знаменательное событие: были утверждены «Правила об отдаче в частные руки казенных нефтяных источников Кавказского и Закавказского края, состоящих в откупном содержании», провозгласившие с 1 января 1873 года переход в отрасли на рыночные отношения.
Отмена откупной системы принесла впечатляющий результат уже в первый год: объем нефтедобычи в 1873 году вырос в 2,6 раза, до 3 400 000 пудов, по сравнению с 1 536 000 пудов в 1872 году.
30 (18) января 1874 года в истории отечественного нефтяного предпринимательства занимает особое место. В тот день последовало высочайшее утверждение императором Александром II устава «Бакинского нефтяного общества» (БНО) — первой акционерной компании в российской нефтяной промышленности. В качестве учредителей БНО значились статский советник Петр Губонин и коммерции советник Василий Кокорев. Их идея состояла в том, чтобы объединить в одной компании всю цепочку производства, транспортировки и реализации готовой продукции, что позволило обеспечить сильные конкурентные позиции в борьбе с доминированием американского керосина на российском рынке.
Впрочем, новые проблемы для развития отрасли создавала сложная система налогообложения нефтеперегонного производства — акциз на керосин с емкости перегонного куба. Начался новый раунд борьбы за свободу нефтяного предпринимательства. В апреле 1875 года в Тифлисе была образована комиссия под председательством управляющего акцизными сборами, горного инженера Л. Першке, а в январе 1876 года в Русском техническом обществе была создана комиссия «О проекте акциза на нефть и развитии нефтяной промышленности» под председательством члена императорской семьи князя Николая Романовского. В состав комиссии вошли Д. И. Менделеев, В. А. Кокорев, П. И. Губонин и другие русские ученые и промышленники. Они пришли к заключению, что «самой существенной мерой помощи русскому нефтяному промыслу было бы освобождение его от всякого акциза в течение по крайней мере 10 лет».
Вскоре последовало соответствующее решение Государственного совета, утвержденное Александром II 6 июня 1877 года. И уже с осени в российской нефтяной промышленности начался период стремительного роста. 30 (18) мая 1879 года император Александр II утвердил устав «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» с основным капиталом в 3 млн рублей — второй в России акционерной вертикально интегрированной нефтяной компании.
Статистические данные о росте добычи и переработки нефти в России говорят сами за себя. С 1873 по 1881 год общероссийская добыча нефти выросла почти в 9 раз — с 3,4 до 30 млн пудов. За этот же период производство керосина в стране увеличилось в 6,4 раза — с 1,8 млн до 11,5 млн пудов. Поставки американского керосина в Россию с 1873 года (2,7 млн пудов, 74,9% рынка) начали последовательно сокращаться (до 1,7 млн пудов (25%) в 1877 году), а в 1882 году прекратились окончательно.
Триумф и поражение российского экспорта
В 1883 году в Российской империи была завершена постройка Закавказской железной дороги, соединившей Баку с портом Батуми на Черном море. Это событие обозначило хорошую перспективу для экспорта российского керосина на мировой рынок. «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» в 1884 году впервые отправило за границу 1 398 000 пудов нефти, 812 тыс. пудов керосина и 150 тыс. пудов смазочных масел. Вскоре в борьбе за европейский рынок к Нобелям присоединилось и «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество», контрольный пакет которого был в руках финансовой династии Ротшильдов.
В результате вывоз российского керосина из Батуми возрос с 11,8 млн пудов (1887 год) до 30 млн пудов в 1889 году. Это отмечал руководитель акцизного управления Закавказского края Станислав Першке: «Быстрое развитие экспорта керосина всецело должно быть приписано инициативе и энергии двух фирм — бр. Нобель и „Каспийско-Черноморскому обществу“ (Ротшильд), на долю которых приходится от 50 до 60% общего заграничного вывоза через Батуми».
В 1890 году из России на экспорт было поставлено 41 млн пудов нефтепродуктов, в том числе в Европе было реализовано 28,7 млн пудов керосина. В тот же год монопольный американский экспортер Standard Oil Джона Рокфеллера сумел поставить на европейский рынок 343 078 000 галлонов керосина (около 65 млн пудов). То есть объем российского керосинового экспорта составлял уже более 40% от американского.
К тому времени Джон Рокфеллер объединил все свои предприятия в Standard Oil Trust. Трест контролировал 91% добычи нефти и 85% продаж в США и почти 100% экспортных поставок. В его структуре были 41 компания, 20 000 нефтяных скважин, 4000 миль трубопроводов, 5000 грузовых автомобилей-цистерн и более 100 000 рабочих и служащих.
Активность России на международном нефтяном рынке беспокоила Рокфеллера, и он распорядился действовать против российских компаний предельно жестко на всех направлениях сбыта, используя любые методы. И это привело к замедлению темпов роста российского керосинового экспорта в Европу: в 1892 году прирост составил всего 3,2 млн пудов. В следующем, 1893 году соперничество еще более обострилось. Так, американские керосиновые поставки в Великобританию составили 2 209 619 бочек и выросли в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом, а российские сократились на 5,6%.
Наряду с Европой Джон Рокфеллер обозначил еще одно направление экспансии — Дальний Восток. Вот выдержка из его выступления перед руководящими сотрудниками Standard Oil Trust: «Начиная с этого дня должна начаться борьба с русским соперничеством на Восточном полушарии... Нужно встретить это дело с энергией и неограниченным капиталом, в противном случае наше иностранное дело с ежегодной прибылью 50 млн будет весьма сильно затронуто». И уже в 1893 году американский керосиновый экспорт в Дальневосточный регион вырос на 67%.
Однако уже скоро и на этом рынке на американский вызов последовал российский ответ. В 1897 году на рынки Дальнего Востока было поставлено 34 млн пудов российского керосина, в 1901 году — 52 млн пудов, а в 1904 году — уже 60 млн. Во многом это было связано и с вводом в эксплуатацию Транссибирской железной дороги длиной более 8 тыс. км. Для противодействия деятельности российских нефтяных компаний в регионе Джон Рокфеллер использовал своих лоббистов, а правительство США решило оказать всестороннюю поддержку Японии в будущей войне с Россией. В директивном письме от 18 января 1903 года к госсекретарю Джону Хэю Теодор Рузвельт писал: «Я хочу, чтобы русские знали, я не намерен уступать. Я с каждым годом чувствую все большую уверенность в том, что страна поддержит меня в крайних мерах в этом деле».
В апреле 1904 года американская финансовая компания Kuhn, Loeb & Co, тесно сотрудничавшая с Рокфеллером, открыла подписку на первый японский заем в 25 млн. Вскоре был выпущен второй японский заем — уже на 60 млн, — а затем третий и четвертый. Таким образом, американцами была фактически профинансирована победа Японии в войне с Россией на Дальнем Востоке. Поражение в войне и трагические события августа 1905 года на бакинских нефтяных промыслах, когда было полностью уничтожено почти 60% работающих скважин, повергли российскую нефтяную промышленность в глубокий кризис. Европейский и дальневосточный керосиновые рынки для России были фактически потеряны, и на них стали монопольно властвовать американский Standard Oil Trust и британо-голландская Royal Dutch Shell.
Масло Gargoyle наивысшего качества
В 1906 году в США против Standard Oil Trust началось многолетнее судебное разбирательство по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства. Но это не помешало Джону Рокфеллеру продолжить противостояние с российскими нефтяными компаниями — теперь уже на их национальной территории.
23 октября 1907 года императором Николаем II был утвержден устав «Русского акционерного общества для производства и продажи смазочных материалов и других химических продуктов под фирмою «Вакуум Ойль Компания». Основной капитал был определен в 600 тыс. рублей. Выпущено 600 акций номиналом в 1 тыс. рублей на предъявителя. Как следовало из устава, эта компания собиралась организовать широкомасштабное производство высококачественных смазочных масел в Санкт-Петербурге.
К тому моменту компания Vacuum Oil Company уже давно была дочерней структурой Standard Oil Trust. Джон Рокфеллер приобрел ее контрольный пакет еще в 1879 году. Тогда же начались поставки смазочных масел Vacuum Harness Oil и Gargoyle 600-W на международные рынки. В 1885 году офис Vacuum Oil Company открылся в Ливерпуле (Великобритания), в 1893-м — в Кобе (Япония), а в 1899-м — в Гамбурге (Германия). В 1902 году для торговли на Ближнем Востоке был создан большой склад нефтепродуктов в Александрии (Египет). Через пять лет наступил черед и России.
Журнал «Нефтяное дело» в 1907 году поместил статью «К устройству американского масляного завода в Санкт-Петербурге», где было сказано: «Приходится отметить небезынтересный факт. До сих пор американцы конкурировали с русскими нефтяными маслами за границей, теперь же они приходят к тому, что хотят вести эту же конкуренцию уже маслами, приготовляемыми в России и из русской нефти, для чего собираются выстроить завод в Санкт-Петербурге. Это если не подорвет производство масел русскими промышленниками, то во всяком случае произведет значительный переворот в масляном деле».
Однако хитроумный Рокфеллер вовсе не собирался создавать высокопроизводительное масляное производство полного цикла в Санкт-Петербурге и перерабатывать там российскую нефть. Через некоторое время оказалось, что разрекламированный в российской печати завод «Русского акционерного общества для производства и продажи смазочных материалов и других химических продуктов «Вакуум Ойль Компания» на Казанской улице является примитивным предприятием по разливу смазочных масел, доставленных из США. А через некоторое время американские предприниматели стали поставлять свои масла непосредственно в фирменной таре и всякая необходимость в функционировании разливочной фабрики в России также отпала. Вместо этого были открыты сбытовые отделения компании в Нижнем Новгороде, Одессе, Варшаве и Риге, деятельность которых на российском рынке нефтепродуктов стала весьма заметной.
В 1911 году Верховный суд США на основе антитрестовского законодательства постановил разделить Standard Oil Trust, после чего Vacuum Oil Company обрела формальную независимость, хотя Джон Рокфеллер оставался держателем самого большого пакета акций. Размер уставного капитала «Русского акционерного общества для производства и продажи смазочных материалов «Вакуум Ойль Компания» увеличился вдвое, до 1 млн 200 тыс. рублей. Изменился и адрес правления компании, которое переехало в Москву и разместилось на Мясницкой улице, в доме № 20. Должность директора-распорядителя компании занимал гражданин США Отто Блюмлей, состоявший также членом Московского автомобильного общества.
Компания активно занималась рекламой своей продукции. Фирменная марка смазочного масла Gargoyle была официально зарегистрирована в Министерстве торговли и промышленности России за № 10533 еще 18 июня 1906 года. Красочные рекламные объявления «Русского акционерного общества для производства и продажи смазочных материалов «Вакуум Ойль Компания» регулярно появлялись во всех ведущих российских газетах и журналах. В них подчеркивалось высокое качество продукции. Вот, например, цитата из рекламного объявления 1913 года, помещенного в журнале «Автомобиль»: «Во время состязания, устроенного Императорским Автомобильным клубом в 1912 году, а также во время пробега легковых автомобилей учебной автомобильной роты в мае — июне 1912 года были применены большей частью автомобильные масла и мази «Гаргойл» «Вакуум Ойль Компании», качества которых признаны «наивысшими».
Однако в 1917 году история «Русского акционерного общества для производства и продажи смазочных материалов «Вакуум Ойль Компания» прервалась с приходом к власти большевиков. На этом закончилось и российское нефтяное дело Джона Рокфеллера.
Фото: GETTY IMAGES, LIBRARY OF CONGRESS
Заинтересовала статья? Или вам интересны другие темы? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.
Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».
Текст: Александр Матвейчук