Среди героев публикации – не все уроженцы Тамбовской области. Участников Великой Отечественной войны объединяют потомки, которые живут и работают на Тамбовщине. 75 лет прошло после Победы, но в семьях бережно хранят память о родных фронтовиках.
Был сбит четыре раза
В августе 1943-го года в небе над Ясной Поляной загорелся под немецким обстрелом советский бомбардировщик. Управлять пылающим «Бостоном» было уже невозможно, и лётчик Николай Рудь дал экипажу команду воспользоваться парашютами. Сам, покидая горящий самолёт, сильно ушиб спину. После того боя молодой лейтенант вскоре вернулся в 57-й бомбардировочный авиационный полк. В октябре 1944-го ему присвоено звание Героя Советского Союза.
— Травма не прошла бесследно. По рассказам отца знаю, что у Николая Михайловича была снижена чувствительность кожи. В память врезался один случай: поджигая сигарету, он обжёг пальцы на руках и не почувствовал этого, — рассказывает о своём дяде Александр Носов.
Всего на счету Николая Рудя — более 200 боевых вылетов. Его бомбардировщик сбивали 4 раза.
Он родился в Приморском крае, на фронт попал 19-летним пареньком после окончания Чкаловской военной авиационной школы лётчиков в Оренбурге. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах, боях за освобождение Белоруссии и Польши.
После Великой Отечественной войны Николай Рудь служил на Забайкальском фронте во время советско-японской войны. После продолжил службу в транспортной авиации.
— В 1949 году приехал в Тамбов — служил на военном аэродроме и в аэроклубе. В запас вышел в 1953 году, — говорит племянник Героя.
Александр Носов вспоминает, что из-за пережитого в годы войны Николай Рудь выглядел гораздо старше своих лет. О войне вспоминал нечасто. После развода с первой супругой переехал в Москву.
— Мы продолжали общаться, ездили к дяде в гости. Его не стало в 1978 году. Сейчас я рассказываю о нём своим детям, внучке. Убеждён, что знать и помнить воинов, приближавших Победу, должны не только те, кто застал их в живых. Память сильнее земной жизни, — говорит Александр Носов.
Возвращались из госпиталя на лошади
Алёна Мартынова своего дедушку-фронтовика почти не помнит. Он умер, когда ей было всего пять лет. На фронт Владимира Краснова призвали в 1941 году, когда он жил в Москве. Рядовой Краснов воевал в Подмосковье, потом под Воронежем. В одном из боёв получил тяжёлое ранение. Полгода провёл в госпитале и зимой 1942-го был комиссован.
— Из госпиталя его забрали отец и жена. Все вместе они возвращались домой, в Знаменский район, на лошади. Эту историю со слов бабушки мне пересказывали мама и тётя, когда я стала старше, — говорит Алёна.
После ранения Владимир Краснов ходил с помощью костылей или трости. Получал пенсию по инвалидности, но без дела не сидел. Занимался домашним хозяйством, разводил пчёл, продавал мёд, ходил на рыбалку. О войне говорил мало. Пояснял, мол, было страшно — и вспоминать незачем.
—Дедушка воспитал пятерых дочерей, у него шестеро внуков. Дети рассказывают о Владимире Никитовиче нам, а мы расскажем своим детям, — говорит Алёна Мартынова.
Разминировал поле под огнём противника
Военный путь уроженца Рязанской области Василия Назина начался с битвы за Москву. В ноябре 1941 года красноармеец прибыл в распоряжение 240-го зенитного артиллерийского полка. Затем служил в инженерных и сапёрных батальонах.
Василий Назин дважды был удостоен ордена Красной Звезды, награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
— В наградном листе к медали «За отвагу» уточняется, что товарищ Назин под огнём противника вёл работы по разминированию поля для прохода танков. Разминировал 15 мин, а на минном поле изъял 21 мину, — рассказывает правнук Василия Назина — Иван Юдин.
Иван переехал в Тамбов 4 года назад, когда поступил в ТГУ имени Державина. О своём прадедушке молодой человек знает в основном по рассказам родителей и семейному архиву. Когда Василия Ивановича не стало, Иван был совсем маленьким.
— После победы прадед был переведён на Дальний Восток для участия в советско-японской войне, - говорит Иван. — Закончил воинскую службу в 1946 году в звании старшего сержанта.
Василий Назин вернулся в родное село Бурминка, трудился руководителем тракторной бригады в местном колхозе. Неоднократно был победителем соцсоревнований, односельчане ценили фронтовика за мудрость и трудолюбие.
— Несколько лет я участвую в шествии Бессмертного полка с портретом прадеда. И старший сержант Назин вновь идёт в строю Победителей, — говорит Иван Юдин.
Знать боевой путь прадеда – мой долг
Служил сапёром и прадед Александра Абросимова — Константин Ефимович. В армию Константин Абросимов был призван из села Семёновка Токарёвского района в 1939 году. И уже в августе-сентябре 1941 года участвовал в обороне Днепропетровска. Попал в плен, где провёл 3 года 8 месяцев.
— Знаю, что последнее место службы прадеда — 218-й стрелковый полк. Демобилизовался он в 1946 году, — рассказывает Александр.
После войны Константин Ефимович вернулся на малую родину. Жил и работал там. Ушёл из жизни в 65 лет.
— Прадедушка умер задолго до моего рождения. О войне он рассказывал родным мало. Но мне боевой путь прадеда интересен, я продолжаю искать информацию о нём. Думаю, что это мой долг — узнать как можно больше о судьбе человека, внесшего свой вклад в Великую Победу, — говорит Александр Абросимов.
...Война меняла судьбы, раскидывала людей по городам и весям. Уцелевшие в военное лихолетье фронтовики не всегда возвращались в родные края. Война показала, что Родина — одна на всех.
Юлия Новикова
Фото автора и из архива героев публикации
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»