Украшения на ножнах встречаются в основном на пугио второго типа. В течение республиканского периода, с начала использования пугио в римской армии, ножны характеризовались максимальной простотой и были, в основном, без каких-либо художественных украшений. Оформление ограничивалось обычными конструктивными элементами, чтобы надежно закрепить как сами ножны, так и клинок внутри них.
Однако, с концом Республики и началом Принципата происходит необычное явление. Простота внезапно преобразуется чуть ли не в полную ей противоположность. Ножны начинают богато украшаться различными символами, орнаментами и становятся настоящими произведениями искусства, которые могли изготовить далеко не все мастера. Активно начали использоваться эмали (чаще всего на заклепках) и цветные металлы.
В этой статье хочется подробней остановится на символизме орнаментов и узоров, которыми украшали пугио. Часто такие изменения связывают непосредственно с самим Августом, и расцветом культа Императоров. Символизм часто предполагал безоговорочную преданность Императору и Империи, причем эту тенденцию можно проследить не только в изменении стиля оформления пугио, но и в других областях военной экипировки древнеримской армии. Также данные явления часто относят к усилению пропагандисткой политики Августа.
Солнце (лат. SOL)
Многие религии, прежде всего древние, ассоциируют Солнце с идеей божественности, потому что именно оно инициирует ключевые процессы в природе. Солнце - это источник и центр, из которого все исходит. Изображалось это комплексом геометрических фигур - в основном исходящих из центра лучей, заключенных в круг или другую простую фигуру.
Часто, помимо круга, Солнце находится внутри квадрата. Квадрат считается символом земли, и это может указывать на то, что Солнце доминирует над всей землей. Однако, поскольку Рим также мог символизироваться квадратом (см. символ «квадрат»), также можно интерпретировать это как символ подобия Рима Солнцу.
На пугио может быть как одно, так и несколько изображений Солнц на ножнах. Каждое могло иметь различные характеристики: геометрическую фигуру, количество лучей, цвет и т.д. Если имеет место сочетание нескольких кругов-квадратов, то это может рассматриваться как символ единого Империума. Часто изображается небольшой круг (точка) с исходящими из него лучами, которые он как бы связывает вместе. Сами же лучи, его окружающие, указывают на то, что центр защищен от агрессии врагов. В пугио Солнце чаще всего изображаются с 4-6-8-12-16-20 лучами. Их количество было случайным. В случае, если лучей 12, то их можно трактовать, как 12 месяцев года. Помимо этого, в римской мифологии число двенадцать было приписано количеству стервятников, которые пророчили доброе предзнаменование Ромулу, двенадцать великих богов и двенадцать прутьев, составлявших «пучок» (фасции). Могли иметь значение также цвет и форма лучей.
Лавры (Лат. LAURUS)
Лавр являлся одним из священных символов Аполлона, что дает основания проводить аналогию с областями покровительства этого бога — Солнцем (возможно поэтому символ изображается одновременно с символом Sol, рассмотренным ранее), искусством, предсказанием, здоровьем. Лавр, будучи вечнозелёным растением, к тому же был символом бессмертия. В военной области представлял собой символ победы, саму войну и, конечно же, славу, с чем и связано использование его во время триумфа.
Пальмовое дерево
Это растение символически связано опять же с Аполлоном, так как он родился на острове Делос у подножия пальмы, единственного дерева на всем острове. Как и в случае с лавром, пальма является символом победы, возрождения и бессмертия, и по этой причине ее вручали победителям в качестве дополнительного атрибута во время триумфа. Из-за формы его листьев, которые похожи на лучи, и их расположения, он всегда был связан с мифом о Солнце с самых ранних времен.
Храм
Храм (от греческого temenos) - это священная земля, которая отделена от мирского мира стенами. Храм является отражением божественного мира, являясь, в некотором смысле, частичкой мира богов в мире людей. Обычно официальными представителями религии в Риме были понтифики.
Символические отсылки, часто встречающиеся как на ножнах, так и на рукоятях пугио, могут быть связаны с имперской пропагандой, инициированной Августом, чтобы подчеркнуть тот факт, что Император и все его деяния направлялись и охранялись богами, в частности Аполлоном. Следовательно, это может быть изображение храма, возведенного в Анцио, чтобы поблагодарить бога Аполлона, поскольку этот бог руководил победой Августа над Секстом Помпеем и Антонием; или храм Аполлона Палатинского, где хранилась коллекция оракулов, называемая «Сивиллинские книги», потому что кумаецкий оракул заранее объявил о рождении Августа, в соответствии с пожеланиями Аполлона.
Существует и альтернативная версия, которая состоит в том, что это изображение храма Юпитера Феретрия в Капитолии, место культа, где хранились трофеи убитых вражеских правителей или полководцев.
Дерево Кипариса
И из-за своей долговечности, и из-за того, что это вечнозеленое растение, Кипарис является священным деревом для многих народов. Для греков и римлян это было дерево, связанное с культом мертвых. Даже в наши дни мы часто находим его украшающим кладбища. Также, кипарис является символом различных божеств: Кронос (Сатурн), Гескулапий, Аполлон, Кибел, Персефона, Афродита, Артемида, Эвринома, Гера и Афина.
Наборы кругов или полукругов
Наборы замкнутых кругов и полукругов присутствует в различных культурах и часто связаны с энергией вселенной. Круг также является знаком солнца, тогда как полукруг может представлять луну.
Пелта
Пелта - символ, часто встречающийся в различных вариациях на вооружении римского солдата, который представляет из себя круг с изображением полумесяца, иногда включавший в себя головы животных. Первоначально использовался фракийцами и был популярен в Греции. Изображения Пелтас можно найти на этрусских саркофагах, погребальных памятниках поздней республики, на гладиаторских фресках республиканского и раннего имперского периода.
Изображение состоит из полумесяца, на концах которой находятся две головы животных, таких как: волки, быки или змеи. И, соответственно, ассоциировались качествами, присущими этим животным. Иногда смотрящие друг на другу головы трактуют как гармонию противоположностей (согласие внутри Империи).
Существуют теории, что с этим символом мог быть связан и Аполлон. Макробиус (Macrobius) писал, что «древние отождествляли солнце с волком» и добавил, что в Лиокополе «они чтили Аполлона и волка, и оба почитались солнцем». В течение августовского периода Аполлон отождествлялся с Сораном, а Вергилий из Энеиды написал «summe deum, sancticustos Soractis Apollo». Отношения между волком и солнечным Аполлоном также демонстрируются тем, что они имеют одинаковые корни в греческом: Lykos (волк) и Lyke (свет).
Синусоидальные линии (Змеи/Волны)
Изогнутые линии часто имеют символизм природного происхождения: змея, волна, полумесяц, рога, вихрь и т.д. Они также связаны с категорией знаков, представляющих энергию, цикл времени и становления.
Змея - это символ первозданной воды, из которой все берет начало и к которой все возвращается для возрождения. Избавляясь от своей кожи и впадая в спячку, она часто ассоциируется с непрерывным циклом жизни и смерти (свернувшаяся змея) и его отношений с подземным миром мертвым. Змея в античных мифах имеет связь с уже не раз встречающимся богом — Аполлоном.
Также кадуцей, символ Меркурия, состоит из двух змей, смотрящих друг на друга и обвивающихся вокруг золотого божественного жезла, олицетворяя гармонию, что рождается из баланса противоположностей.
Квадрат
Немного поговорим о таком «геометрическом» феномене, как придание объекту сразу свойства и круга и квадрата. Речь, конечно же, идет о том, что Древний Рим часто называли «Urbs Quadrata» (квадратный город). Плутарх утверждает, что Рим был одновременно и кругом (mundus, круглая яма, куда были брошены предложения о создании города) и квадратом, который представлял площадь города. Форма Рима была круглой, но мы должны понимать концепцию квадрата в том смысле, что он был четырехсторонним, как бы разделен на четыре части двумя основными дорогами, Кардо и Декуманус, которые пересекались в центральной точке. Поэтому квадрат часто представляет собой Рим. Также римский форт, построенный на квадратной площади представлял собой Рим на чужой территории.
Древние народы называли Рим “urbs quadrata”, хотя на сегодняшний день это выражение влечет за собой определенные трудности для современной интерпретации. Отсылка может идти к ритуалу, проведенному Ромулом для основания города, как пишет Дионисий Галикарнасский (Dionysius of Halicarnassus).
Мы сможем лучше понять диалектику, изучая ритуал основания религиозных памятников, который лежит в основе создания древнего города. Это связано с тем, что здания были частью порядка, связанного с высшей реальностью в древности: здания, созданные человеком и возведенные в соответствии со священным ритуалом, были на уровне форм, созданных божественностью. В конечном счете круг олицетворяет небесную (божественную) реальность, тогда как квадрат относится к земной реальности. С этой точки зрения становится ясно, как Рим отождествляется не только с земным миром, но и с небесным. В этом и проявляется круго-квадратная диалектика, которая характерна для всей сакральной архитектуры.
Орел
Орел является символом Рима, так как он связан с культом Юпитера и Солнца. Плиний Старший рассказывает о том, что «только эта птица никогда не убивалась молнией, поэтому традиция превратила его в вестника Юпитера». В древности считалось, что он способен смотреть на солнце, не закрывая глаз, что являлось свидетельством божественной сущности. Императоры как представители божественной власти на земле использовали его как свой символ и эмблему владычества римской империи.
Виноградная Лоза
Виноградная лоза напоминает о культе Диониса и тайнах смерти. Виноградная лоза символизировала растительную жизнь, представляющую бессмертие, точно так же, как вино - символ молодости и вечной жизни.
«V-образные» знаки или «шевроны»
«V» или «Шеврон» (форма перевернутой «V» ) - это знаки, которые присутствовали с палеолита как на вазах, так и на многочисленных артефактах, символизирующие как птиц, так и богиню-мать, дающую жизнь. Существует множество вариантов изображения данного символа: несколько знаков, расположенных в столбцах «V», нарисованных напротив друг друга, перевернутых и т. д.
Заключение
В данной статье рассмотрены только наиболее часто встречающиеся знаки. Были и уникальные по оформлению пугио, где подобных символов не представлено вовсе. Но все же можно выявить основные тенденции в изображенном на оружии символизме. Различные растения, как правило, символизируют бессмертие, жизненную силу и воинскую славу. В каком то смысле они обладают защитной функцией, ведь в то время узоры воспринимались несколько иначе. Встречаются также частично «перекрывающие» друг друга символы- Рима, Солнца, Империума, Богов (преимущественно Юпитера и Аполлона), обозначающие связь с божественным миром. Знаки Рима и Империи часто сочетаются со знаками Славы, в том числе и воинской. Так, к примеру, сочетание лаврового венка со знаком Солнца и круга в квадрате могло значить, что владелец несет славу Рима словно свет во имя Императора. Нередко встречаются знаки цикличности, гармонии и смерти, при этом символов, непосредственно связанных с войной почти нет. Смерть является скорее напоминанием о хрупкости жизни, а не чем-либо злым или отрицательным.
Ниже представлены несколько находок пугио 2-го типа. Для интереса, можете попробовать расшифровать их, проверив свои знания.