Найти тему

Историческая брусчатка

Территория Уфы за улицей Аксаковской застраивалась медленно. Параллельные улицы Вавиловская (ныне Зенцова) и Никольская (Гафури) появились в соответствии с генеральным планом в середине XIX века, но до 1870 года Никольская улица оставалась односторонней. Около неё заканчивались продольные, относительно берега реки Белой, улицы: Почтовая (часть улицы Пушкина), Малая Казанская (ныне Свердлова), Сенная (часть улицы Коммунистической), Калмацкая (позже названная Уфимской; сейчас улица Чернышевского), Казарменная (ныне Красина). Севернее Казарменной улицы располагались торговые ряды и базары. До конца XIX века между улицами Никольской, Калмацкой и Вавиловской находилась Сенная площадь, где торговали дровами, сеном, ремесленными изделиями, сельскохозяйственной продукцией.

Улица Трактовая, 2008. Из книги С.Шитовой, Г.Данукаловой "Деревянное зодчество". 2017
Улица Трактовая, 2008. Из книги С.Шитовой, Г.Данукаловой "Деревянное зодчество". 2017

Вымощенный булыжником тракт (ныне улица Трактовая) вёл от улицы Почтовой к Нижегородке. Кроме того, в Нижегородскую слободу можно было спуститься по дну двух оврагов (один из них называли Ущельем). Пологие склоны холма осваивались под усадьбы. На верхних и нижних ярусах возникали островки частной застройки, позже слившиеся в жилой массив:улицы Преображенская (ныне Котовского), Нагорная (Петра Комлева), Воздвиженская (Лесопильная), Родниковская, Ключевская, Гончарная и другие. На относительно ровной местности пролегли две Кузнецкие улицы (ныне улицы Нуриманова и Султанова).

Фото Андрея В.
Фото Андрея В.

Время мощения основной части улицы относится к 1824 г., когда Уфу посетил император Александр I. Этому событию предшествовали разного рода приготовления, включая ремонт дорог. Благоустроен был и длинный спуск от города к Нижегородке и Вавиловской переправе, «на так называемой Вавиловой горе» (М. Сомов, 1864 г.). В нем принимали участие все жители города и крестьяне из окрестных деревень.

Нижегородская слобода и улица Трактовая на почтовой открытке начала XX в.
Нижегородская слобода и улица Трактовая на почтовой открытке начала XX в.
На самом деле небольшой участок, вымощенный булыжником, сохранился и на нашей улице, - пояснила жительница дома по Урицкого, Валентина Васильевна. - Была ещё брусчатка в Ущелье. После прокладки коллектора от камней мало что осталось, улицу «застелили» асфальтом. Родилась я в соседнем доме, позже мы продали его часть. Много лет трудилась инспектором по кадрам, но потом перешла на сдельную работу - нужно было выплачивать ссуду, которую мы взяли на строительство своего дома.
Тогда даже рядовой молодой семье ссуды были по силам. На эти деньги закупили материалы (пришлось поездить по всем кирзаводам) и рядом с родительским выстроили свой шестиоконный дом. В нем и прошла вся моя жизнь. Мама Евдокия Дмитриевна - коренная уфимка, родилась в 1895 году и считалась лучшей швеей во всей округе, брала заказы и одевала модниц.
журнал "Уфа"

Коллекционер Михаил Ергин пишет: "Последняя из сохранившихся керосиновых лавок города. Находится на улице Трактовой (по современной карте: Трактовая, 30 или рядом). В начале 80-ых еще действовала. Лично покупал в ней керосин для дачи, свет на участке был, но иногда отключали. Керосиновые лампы были в каждом домике. А по Трактовой мы спускались на станцию "Правая Белая", на электричку. Насколько я помню, пол в лавке был земляной, стоял большой открытый чан с керосином, продавец черпал его каким-то мерным сосудом. Окна были застекленными. Дата постройки - 1950-е".

Фото М.Ергина
Фото М.Ергина

Западная часть Уфы в начале XX века отличалась пёстрым этническим и религиозным составом.Здесь находилось три мечети (одна на мусульманском кладбище), медресе, мектебы. На улице Никольской стоял римско-католический костёл. Православных прихожан принимали Крестовоздвиженская церковь и Никольская часовня.

Фото А.Старостина
Фото А.Старостина

Во время Первой мировой войны на углу улиц Вавиловской и Уфимской была построена Вознесенская церковь. На западных улицах была сосредоточена основная масса староверов и сектантов, здесь находилось и староверческое кладбище. Ещё одной особенностью западных окраин было присутствие большого числа переселенцев из сельской местности".

Наличники дома на Трактовой, 22. Из книги С.Шитовой, Г.Данукаловой "Деревянное зодчество". 2017
Наличники дома на Трактовой, 22. Из книги С.Шитовой, Г.Данукаловой "Деревянное зодчество". 2017

Литератор Артур Кудашев, гуляя по этой улице, замечает: " Трактовая, по-моему, единственная улица в Уфе с булыжной мостовой. Мостовая служит пешеходам до сих пор - и в прямом, и в переносном смысле. Машины по брусчатке ездят медленно, берегут подвеску, тем спасая пешеходов от возможных наездов. Предполагаю, что название улицы связано с тем, что она из центра города вела к начинавшемуся в Нижегородке Бирскому тракту и далее к Вавиловской переправе через Белую. Улица, с одной стороны, старинная, сохранившая свой исторический облик, с другой - она до сих пор живёт полнокровной жизнью.  Современную Трактовую я бы назвал Автобусной слободой. Пока мы гуляли по ней я насчитал здесь около десяти больших и малых автобусов, припаркованных в разных местах".

-7

В 2013 году мостовую на Трактовой городские власти планировали покрыть асфальтом, инициативной группе «Архзащита Уфы» сообщили об этом местные жители. Стало известно, что предполагается запустить рейсовый автобус до церкви.

Фото Андрея В.
Фото Андрея В.

— В решении этого вопроса следует найти золотую середину, — отмечает председатель уличного комитета Михаил Анисимов, — «Башавтотранс» отказывается пускать транспорт по брусчатке, поэтому если улицу сохранят в первозданном виде, то, скорее всего, рейсовый автобус по ней ходить всё равно не будет. Жителям окрестностей и прихожанам церкви по-прежнему придётся преодолевать тяжёлый подъём и спуск по Трактовой. Правда, высказывалось предложение фрагментарно сохранить мостовую, то есть оставить демонстративные куски брусчатки и параллельно заасфальтировать дорогу.

По мнению председателя уличного комитета, дорожная проблема на Трактовой требует комплексного подхода с обустройством водоотведения и ливнёвок.

-9

— Представьте, булыжники мостовой уходят вглубь на полметра, — говорит "Электрогазете" Михаил Анисимов. — При строительстве огромные камни сначала обтачивались и затем укладывались, поэтому это очень мощное дорожное сооружение. В настоящее время, наверное, сложно найти специалистов, которые взялись бы за восстановление брусчатки.

Однако под давлением общественности в 2016 году старинная брусчатка на улице Трактовой была поставлена на госохрану.

@instaufa
@instaufa

Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!