Территория Уфы за улицей Аксаковской застраивалась медленно. Параллельные улицы Вавиловская (ныне Зенцова) и Никольская (Гафури) появились в соответствии с генеральным планом в середине XIX века, но до 1870 года Никольская улица оставалась односторонней. Около неё заканчивались продольные, относительно берега реки Белой, улицы: Почтовая (часть улицы Пушкина), Малая Казанская (ныне Свердлова), Сенная (часть улицы Коммунистической), Калмацкая (позже названная Уфимской; сейчас улица Чернышевского), Казарменная (ныне Красина). Севернее Казарменной улицы располагались торговые ряды и базары. До конца XIX века между улицами Никольской, Калмацкой и Вавиловской находилась Сенная площадь, где торговали дровами, сеном, ремесленными изделиями, сельскохозяйственной продукцией.
Вымощенный булыжником тракт (ныне улица Трактовая) вёл от улицы Почтовой к Нижегородке. Кроме того, в Нижегородскую слободу можно было спуститься по дну двух оврагов (один из них называли Ущельем). Пологие склоны холма осваивались под усадьбы. На верхних и нижних ярусах возникали островки частной застройки, позже слившиеся в жилой массив:улицы Преображенская (ныне Котовского), Нагорная (Петра Комлева), Воздвиженская (Лесопильная), Родниковская, Ключевская, Гончарная и другие. На относительно ровной местности пролегли две Кузнецкие улицы (ныне улицы Нуриманова и Султанова).
Время мощения основной части улицы относится к 1824 г., когда Уфу посетил император Александр I. Этому событию предшествовали разного рода приготовления, включая ремонт дорог. Благоустроен был и длинный спуск от города к Нижегородке и Вавиловской переправе, «на так называемой Вавиловой горе» (М. Сомов, 1864 г.). В нем принимали участие все жители города и крестьяне из окрестных деревень.
На самом деле небольшой участок, вымощенный булыжником, сохранился и на нашей улице, - пояснила жительница дома по Урицкого, Валентина Васильевна. - Была ещё брусчатка в Ущелье. После прокладки коллектора от камней мало что осталось, улицу «застелили» асфальтом. Родилась я в соседнем доме, позже мы продали его часть. Много лет трудилась инспектором по кадрам, но потом перешла на сдельную работу - нужно было выплачивать ссуду, которую мы взяли на строительство своего дома.
Тогда даже рядовой молодой семье ссуды были по силам. На эти деньги закупили материалы (пришлось поездить по всем кирзаводам) и рядом с родительским выстроили свой шестиоконный дом. В нем и прошла вся моя жизнь. Мама Евдокия Дмитриевна - коренная уфимка, родилась в 1895 году и считалась лучшей швеей во всей округе, брала заказы и одевала модниц.
журнал "Уфа"
Коллекционер Михаил Ергин пишет: "Последняя из сохранившихся керосиновых лавок города. Находится на улице Трактовой (по современной карте: Трактовая, 30 или рядом). В начале 80-ых еще действовала. Лично покупал в ней керосин для дачи, свет на участке был, но иногда отключали. Керосиновые лампы были в каждом домике. А по Трактовой мы спускались на станцию "Правая Белая", на электричку. Насколько я помню, пол в лавке был земляной, стоял большой открытый чан с керосином, продавец черпал его каким-то мерным сосудом. Окна были застекленными. Дата постройки - 1950-е".
Западная часть Уфы в начале XX века отличалась пёстрым этническим и религиозным составом.Здесь находилось три мечети (одна на мусульманском кладбище), медресе, мектебы. На улице Никольской стоял римско-католический костёл. Православных прихожан принимали Крестовоздвиженская церковь и Никольская часовня.
Во время Первой мировой войны на углу улиц Вавиловской и Уфимской была построена Вознесенская церковь. На западных улицах была сосредоточена основная масса староверов и сектантов, здесь находилось и староверческое кладбище. Ещё одной особенностью западных окраин было присутствие большого числа переселенцев из сельской местности".
Литератор Артур Кудашев, гуляя по этой улице, замечает: " Трактовая, по-моему, единственная улица в Уфе с булыжной мостовой. Мостовая служит пешеходам до сих пор - и в прямом, и в переносном смысле. Машины по брусчатке ездят медленно, берегут подвеску, тем спасая пешеходов от возможных наездов. Предполагаю, что название улицы связано с тем, что она из центра города вела к начинавшемуся в Нижегородке Бирскому тракту и далее к Вавиловской переправе через Белую. Улица, с одной стороны, старинная, сохранившая свой исторический облик, с другой - она до сих пор живёт полнокровной жизнью. Современную Трактовую я бы назвал Автобусной слободой. Пока мы гуляли по ней я насчитал здесь около десяти больших и малых автобусов, припаркованных в разных местах".
В 2013 году мостовую на Трактовой городские власти планировали покрыть асфальтом, инициативной группе «Архзащита Уфы» сообщили об этом местные жители. Стало известно, что предполагается запустить рейсовый автобус до церкви.
— В решении этого вопроса следует найти золотую середину, — отмечает председатель уличного комитета Михаил Анисимов, — «Башавтотранс» отказывается пускать транспорт по брусчатке, поэтому если улицу сохранят в первозданном виде, то, скорее всего, рейсовый автобус по ней ходить всё равно не будет. Жителям окрестностей и прихожанам церкви по-прежнему придётся преодолевать тяжёлый подъём и спуск по Трактовой. Правда, высказывалось предложение фрагментарно сохранить мостовую, то есть оставить демонстративные куски брусчатки и параллельно заасфальтировать дорогу.
По мнению председателя уличного комитета, дорожная проблема на Трактовой требует комплексного подхода с обустройством водоотведения и ливнёвок.
— Представьте, булыжники мостовой уходят вглубь на полметра, — говорит "Электрогазете" Михаил Анисимов. — При строительстве огромные камни сначала обтачивались и затем укладывались, поэтому это очень мощное дорожное сооружение. В настоящее время, наверное, сложно найти специалистов, которые взялись бы за восстановление брусчатки.
Однако под давлением общественности в 2016 году старинная брусчатка на улице Трактовой была поставлена на госохрану.
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!