Без композиции не может быть искусства. Но правилом третей мы загоняем себя в рамки, которые любой путь обязательно приведут в тупик.
Использовать правило, или нет - выбор каждого. Но разберем моменты, в которых можно обойтись без него.
«Изображение, приятное глазу»
Четкую композицию можно выстроить без размещения предметов на определенных линиях. Взаимодействие фигуры и фона - где персонаж четко отделен от оставшегося плана картины, выделяется. Закон продолжения, наибольшая область контраста - все это дает нам почву для размышлений, возможность творить искусство за пределами правил.
«Прием профессионала»
Да. Однако, чтобы продавать свои работы, в наше время нужно ВЫДЕЛЯТЬСЯ. Ведь конкуренция высока. И пользоваться одним правилом, штампуя похожие друг на друга снимки - уже не позволит двигаться вперед, оставлять позади конкурентов.
Расположение фигур в кадре по вертикалям и горизонталям - уже слишком просто и обыденно, ведь так делают все. Сейчас в моде индивидуальность, а значит фотографии и построение композиций - не исключение.
Выход - динамическая симметрия.
Она помогает организовать композицию: использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения.
Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.
«Взгляд должен двигаться по изображению»
Так почему не использовать для этого не правило третей, а другие законы продолжения?
«Арабеска» — это криволинейный элемент, который можно включить в изображение - она создаст образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались и продолжают использовать этот инструмент в своих работах.
«Совпадение» - определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в разных направлениях.
«Направляющие линии» не непрерывны - они рваные, местами невидимые. А наше воображение само «дорисовывает» недостающие части.
«По правилу третей объект в кадре не может находиться в центре»
Почему? Минимум половина фотографий, призванных запечатлеть людей на память для родственников, именно по этому принципу и произведена. Это помешало испытывать бурю эмоций? И желание пересматривать эти снимки вновь и вновь? Поэтому прежде, чем забраковать такую фотографию, подумайте, что дороже - правило, или важность снимка для окружающих.
«Взгляд притягивается к точкам силы»
Да. Но мы забываем о том, что контрастность также привлекает взгляд. Если убрать высококонтрастные элементы по краям кадра - получим все внимание к главному объекту съемки.
Итог: думайте, развивайтесь, не зацикливайтесь на правиле третей. Начать можно с использования динамической симметрии. И двигаться дальше.