«Поколением Z» психологи называют молодых людей, родившихся в период с середины 90-х до середины нулевых. Британская журналистка Хлоя Комби в течение двух лет занималась исследованием поведения молодежи в сети, о чем написала в книге «Generation Z: Their Voices, Their Lives» и рассказала на тренинге по коммуникациям относительно привлечения молодежи к социальным изменениям.
Тинейджеры: тогда и сейчас
Идея описать тинейджера возникла не так давно. Впервые мир познакомился с этим образом после Второй мировой, примерно в 50-х годах, в фильме «Бунтарь без причины». Подростка-бунтаря воплотил на экране Джеймс Дин. И с годами этот образ сохранялся: тинейджеры были олицетворением повстанцев, движения нового против старого. Каждое десятилетие, от битломанов и «Вудстока» до клубной и хип-хоп-культуры, объединяет с другим тип «бунтаря». читай на канале
Все изменили двухтысячные. В повседневную жизнь нового тысячелетия вошел интернет. Новые медиа заменили старые. Вместо газет, журналов и ТВ, на первый план выходят социальные сети, которые обещают абсолютный доступ к развлечениям и информации и становятся все влиятельнее. Уже сейчас реклама многих товаров в Инстаграме эффективнее, чем в печатных СМИ, а новыми «рок-звездами» стали видеоблогеры. В 2014 году работой мечты молодые люди называли не актерство или футбол, а Youtube. Они строят платформы и делают из себя бренд. Они и обладатели, и потребители социальных медиа, которые создают свою идентичность онлайн. А в сериалах вроде «Stranger Things» им интересно наблюдать за событиями в мире без интернета, ведь в их собственном мире он был всегда.
Поколение Z - кто эти люди?
Им от 13 до 23 лет. Родители большинства из них - представители поколения X, или «милениалы», уже лучше предшественников воспринимают важность прав человека, поддерживают ЛГБТ, феминистские и другие движения, поэтомудети растут в среде этих убеждений.
Треть людей этого возраста не потребляет алкоголь, курят только 5% тинейджеров (для сравнения, в 1990-е годы - 40%), а уровень наркомании среди молодежи - наименьший с 1965 года. Также они понимают важность психического здоровья и знают, что оно связано с физическим.
Это социально сознательное поколение. Занимается активизмом и часто придерживается вегетарианского образа жизни. Принимает идею, что разделение на женщин и мужчин не столь четкое, как считалось. Толерантное, но до определенного предела: противоположное мнение все еще может вызвать споры. Это «политические разрушители», склонные скорее прибегать к определенному экстриму в своих взглядах (быть крайне правыми или левыми), чем сохранять нейтралитет. В их время появился феномен FOMO (fear of missing out) - страх пропустить что-то важное, поэтому отвлечение на ленту новостей происходит постоянно.
Они открыты к своей религиозности, но манифестируют ее иначе: нечасто ходят в церковь, но больше исследуют себя, свою психологию, пытаясь понять свою природу и назначение. И в попытках добраться до настоящей сущности вещей склонны интересоваться теориями заговоров.
Это имиджевое поколение - они хотят получать опыт, а не владеть вещами, и им важно, как будет выглядеть их жизнь в Инстаграме. Реальность ими воспринимается через экран телефона, где 90% фото обработанные фильтрами и фотошопом. К тому же, они социально изолированы, так как могут общаться с другими, оставаясь дома. С одной стороны, это хорошо для их родителей, с другой - дети растут более тревожными и менее приспособленными к жизни в обществе. Путешествуютмало - по крайней мере, меньше миллениалов, и по экономическим и другим причинам предпочитают поездки внутри собственной страны и вместе с родителями.
Нынешние тинейджеры не так фиксируют внимание на идее одной, «пожизненной» профессии. И ставят под сомнение полезность получения университетского образования, ставя себе вопрос: стоит ли диплом тех денег, которые потом отрабатываются годами.
Существует расхождение между тем, чего они хотят, и тем, что им нужно. Если раньше все хотели стабильности в работе и жизни, то молодые люди чаще стремятся к гибкости. Вопреки распространенному мнению, это не означает возможность делать что и когда угодно. Просто они не понимают, почему должны работать пять дней в неделю, если успевают сделать ту же работу за четыре.
Проблемы поколения Z
1. Трибализм
Несмотря на доступность информации, в наше время мы имеем меньше возможности услышать и принять другую точку зрения, независимо от того, о чем речь: каких кандидатов поддерживаем или какого мнения о явлениях, свидетелями которых мы являемся. Поэтому мир все больше становится бинарным, делится на черное и белое, «Их» и «Нас». Мы живем в разных «племенах». И если кто-то не думает так, как мы, не является нашим «племенем», мы будем видеть в нем врага. Трибализм очень опасен, потому что даже внутри своей группы ее члены боятся высказать другую точку зрения (например, признаться, что не верят в бога), потому что другие от них отвернутся.
2. Экология
Все больше детей страдает астмой. Очень быстро меняется климат, вызывая экстремальные погодные условия - ураганы, цунами. По последним данным, на действия по предотвращению этих проблем нам осталось лишь 9 лет, потому что потом наступит экологическая точка невозврата. И молодое поколение к ним внимательнее, в отличие от старшего. Многие пожилые людей вообще признаются, что считают климатические изменения выдумкой. Но есть такое выражение: «Если вы считаете, что экология важнее экономики, попробуйте не дышать, пока считаете свои деньги».
3. Новая экономика
Экономика стран Запада существует в двух различных версиях: одну еще помнят пожилые люди, за другой сейчас наблюдает молодежи. Рожденные в середине прошлого века, или «бэби-бумеры», имели, например, дешевое образование и жилье. Поэтому им трудно дается восприятие современных процессов: уменьшение количества рабочих мест, даже в экономически стабильных странах, и повышение стоимости проживания. По данным исследований, владеть собственным жильем сможет менее 30% людей нового поколения. А старшее не понимает, надо им участвовать в поддержке экономики для молодежи, или потомки должны самостоятельно делать все ради улучшения. Но ответ совсем другой: работать над этим можно и нужно вместе.
4. Токсичность жизни онлайн
Как ни парадоксально, но создатели социальных сетей не позволяют своим детям пользоваться ими, потому что считают их опаснее, чем наркотики. Они не имеют дома телевизора или других экранов, потому что знают, как технологии влияют на сознание. А мы только начинаем это осознавать. И несмотря на то, сколько времени проводим онлайн, должны оценивать это влияние на последующие поколения и ограничивать свое пребывание в интернете. То есть, устраивать себе «цифровой детокс».
5. Система образования
Школьники все чаще признаются, что им не нравится школа, потому что она не развивает навыки, которые пригодятся в жизни. Из-за огромного напряжения студенты даже стимулируют себя наркотиками, но результаты вовсе не оправдывают таких мероприятий. Это распространенные проблемы азиатской системы, где главное - результат. В противоположность ей, в контексте улучшения качества учебного процесса, все чаще упоминается скандинавская. Здесь больше фокусируются на человеке: позволяют больше заниматься творчеством и меньше - домашними упражнениями. Неудивительно, что в этих странах самый высокий в мире уровень счастья. Задача следующих поколений - сформировать для себя лучшую систему образования, которая помогала бы, а не мешала учебе и саморазвитию.
6. Наследственность привилегий
Люди, которые родились богатыми, остаются богатыми, а родившиеся бедными - соответственно. И между ними огромный разрыв. Не имея желаемых возможностей с детства, люди зачастую не могут их получить и во взрослой жизни, не могут перейти этот барьер между классами, который только растет. Когда то демократические сферы деятельности сейчас становятся более закрытыми. Например, теперь, даже чтобы заниматься искусством, у человека должно быть определенное образование, а за него надо заплатить. Каждая успешная карьера зависит от того, сколько привилегий человек имел в начале своего пути.
7. Репрезентация власти
Люди не могут стать теми, кого они не видят перед собой как пример. В коридорах власти преобладают старшие белые люди, большинство из которых - мужчины. Вряд ли кто-то в свои 13 лет хотел бы дать такому человеку право решать, что ему делать или носить. Но именно они решают очень многое во всех аспектах нашей жизни. Если мы хотим перейти к миру сбалансированности и равноправия, нам нужно больше молодежи среди власти всех стран. читай на канале
Что можно изменить?
К 2025 году до 32% населения планеты будет составлять поколение Z. И не может быть так, чтобы одна половина человечества владела миром, а другая - ничем. Мы говорим о правах женщин, но до сих пор - не про права молодых поколений. Они также могли бы что-то решать, если бы к голосованиям допускались люди с 16 лет.
Независимо от страны, важна политическая, социальная и экономическая осведомленность. Очень много умных студентов не имеют никакого представления о том, как работают эти системы. Базу соответствующих знаний важно преподавать еще вшколе, тогда молодым людям будет легче принимать решения, и они чаще будут становиться представителями власти. А чтобы сократить разрыв между теми, кто может себе позволить обучение, и теми, кто лишен этой возможности, нужно финансирование и инвестиции в сферу образования.
Современные родители
И наконец, современные родители слишком озабочены безопасностью своих детей, и это оказывает негативное влияние. Часто для того, чтобы успокоить малыша, ему дают смартфон, и бывает странно видеть, как двух- или трехлетний ребенок уже знает, как с ним обращаться. Очень легко отличить детей, которые любят читать или имеют хобби, от тех, кто растет со смартфоном в руках - первые заинтересованы во всем, что происходит вокруг. Поэтому критически важно найти для них интересы, которые не касались бы технологий и онлайна.