" Трудно было человеку
Десять тысяч лет назад,
Он пешком ходил в аптеку,
На работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда,
Слепо верил в чудеса,
Потому, что не изведал
Всех достоинств колеса,
Колеса"....
В эти дни на Урале от Екатеринбурга до Магнитогорска неофициально (без шума и пыли) отмечают юбилей изобретения нижнетагильского мастера Ефима Артамонова, на котором он самостоятельно добрался до Москвы.
По распространенной советскими мифотворцами и сказочниками легенде, император Александр I и весь царский двор, пред которыми был представлен в 1800 году диковинный аппарат, были в полном восхищении. И очень удивлены тем, что работяга из крепостных оказался столь смышленым. Хотя многие из дворян и просто жителей столицы недоумевали по вполне понятным причинам. О которых немного позже.
Во многих городах и местностях Урала велосипед пользовался популярностью. И особенно в сельской местности - советские крепкие и не дорогие двухколесные "Школьники", "Туристы" и "Уралы" помогали деревенским малоимущим легко преодолевать километровые пространства до леса - "по грибы-ягоды", до покосов или магазинов.
В городах же особым успехом пользовались спортивные велосипеды, на которых можно было с удовольствием и даже с шиком прокатиться по дорогам с асфальтовым покрытием.
Однако с упадком дорожного строительства, а также нехваткой денег у простого населения, отечественная промышленность практически перестала выпускать велосипеды.
" Солнце на спицах,
Синева над головой,
Ветер нам в лица,
Обгоняем шар земной.
Ветры и вёрсты,
Убегающие вдаль,
Сядешь и просто
Нажимаешь на педаль"...
И лишь с началом XXI века начали происходить изменения к лучшему. И в первую очередь, вероятно, потому, что массу разнообразных "великов" на все вкусы, цены и качество поставили китайские производители, а затем подтянулись и другие.
И во-вторых, потому что дороги во многих городах, включая уральскую столицу, стали намного лучше. И это очень заметно по Магнитогорску, где за последние 10 лет произошла целая "дорожная революция". Начали даже проводиться массовые велогонки, чего не было примерно полвека.
Если говорит о временах нынешних, то, несмотря на объявленный режим самоизоляции из-за короновируса, к маю народ очень устал париться дома. И активно начал выезжать на городские просторы.
И уже мае в городе замечены коллективные выезды.
Что будет с велосипедистами дальше, не очень понятно. Ходят слухи, что областные власти хотят усилить контроль за режимом самоизоляции. СМИ сообщают о том, что будут усилены репрессивные меры к южноуральцам, которых всех поголовно обяжут носить маски.
Коснутся ли эти шаги власти и каким способом велосипедистов, не очень понятно. Может быть их тоже заставят носить "намордники" - огромные штрафы, увы, могут запугать не только малоимущих, но воздействовать и на состоятельных владельцев "двухколесных коней".
Но возвращаясь к недоумениям некоторых русских дворян, оно было связано главным образом с тем, что не верили они, что Артамонов добрался до Москвы на этом примитивнейшем металлическом велосипеде, потому что с дорогами в России всегда было плохо. Особенно по весне и осени.
И хотя легенда советских времен о гениальном уральском изобретателе была еще какое-то время популярна, несколько экспертиз историков и металлургов привели её к полному краху.
Однако в памяти многих людей легенда еще жива. И популярности велосипеда это нисколько не мешает...
" А теперь на белом свете
Все куда-то колесят,
Едут взрослые и дети
На работу, в зоосад.
Едут в баню и аптеку,
Едут к тёще на обед,
Что же будет с человеком
Через десять тысяч лет,
Тысяч лет"...
Цитаты из песенки ансамбля "Поющие гитары" 60-е годы прошлого столетия...