Тяжелый танк «Тигр»
Pz Kpfw VI
Tiger I
Произведено 1 359 танков Pz Kpfw VI «Тигр» с июля 1942 года по август 1944 года.
Начатое в 1937–1938 годах в третьем рейхе, конструирование тяжелых танков ускорилось после нападения на СССР и первых боевых столкновений с советскими тяжелыми танками КВ (лучшими тяжелыми танками в мире в тот период). Немецкая компания «Хеншель» и австрийский инженер Фердинанд Порше, имевший собственное конструкторское бюро, получили задание управления вооружений вермахта создать тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой. В марте 1942 года компания «Хеншель» создала новый тяжелый танк под руководством главного конструктора танкового отдела компании З. Адерса. Этот танк и танк Порше в апреле того же года прошли испытания. Лучшим был признан танк Адерса. Этот танк под обозначением Pz Kpfw VI Tiger Ausf H1 (Sd Kfz 181) — «Тигр» — пошел в производство на заводе компании «Хеншель» с июля 1942 года. Планировалось, что к 12 мая 1943 года — началу летнего наступления (операция «Цитадель») — будет построено 285 танков «Тигр». В 1944 году после принятия на вооружение танка Tiger II («Королевский тигр») название «Тигра» было изменено на Pz Kpfw VI Tiger Ausf E, или Pz Kpfw Tiger I. Пять танков «Тигр», которые выпустила фирма Порше в июле 1942 года, в дальнейшем использовались для обучения танковых экипажей.
Тяжелый танк «Тигр» - Pz Kpfw VI Ausf E Tiger
(Sd Kfz 181)
Выпущено 1 354 танков Pz Kpfw VI E «Тигр» с июля 1942 года по август 1944 года, из них 84 – командирских.
Экипаж – 5 чел.
Боевая масса – 57 т. Длина – 8,45 м. Ширина – 3,7 м. Высота – 2,93 м.
Броня: все лобовые элементы – 100 мм, борт и корма – 80-60 мм.
Двигатель – «Майбах» HL 120 P45. С мая 1943 г. – «Майбах» HL 230P30.
Скорость – 38 км/ч. Запас хода – 140 км.
Вооружение: 88-мм пушка 8,8сm KwK36 L/56 и два пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 92 выстрела.
Радиостанция – FuG5.
84 командирских танка имели две радиостанции — FuG2 и FuG7 или FuG8 — за счет уменьшения боекомплекта до 66 пушечных выстрелов.
Производство тяжелых танков танков «Тигр»
Сборка танков Pz Kpfw VI «Тигр» осуществлялась на заводе фирмы «Хеншель» в Касселе. Производством башен занималась фирма «Вегманн». На «Тигре» устанавливалась башня, созданная фирмой «Крупп» для танка Порше. Башня изготавливалась из броневой плиты, изогнутой в виде подковы. На танках «Тигр» первых выпусков башня имела 2 пистолетные амбразуры в кормовой части. В декабре 1942 г. правую пистолетную амбразуру в башне заменили на эвакуационный люк. Надстройка приварена к корпусу таким образом, что бортовые полки надстройки находятся над гусеницами, что дает дополнительное место под башню. Для ускорения и простоты сборки корпус танка целиком варили из плоских броневых плит. Бронирование Pz Kpfw VI, хотя и без рациональных углов наклона, было мощным: лобовые элементы – 100 мм.
Танк «Тигр» имел на борт 8 расположенных в шахматном порядке двойных опорных катков большого диаметра на торсионной подвеске. Поэтому нагрузка распределялась по длине и ширине гусеницы равномерно, и танк двигался плавно. На «Тиграх» по примеру советских танков КВ и Т-34 применялись широкие гусеницы – 725 мм. Но все равно танк получился слишком тяжелый (среднее удельное давление на грунт – 1,03 кг/см2). Для перевозки по железной дороге применялись транспортные гусеницы шириной 520 мм, чтобы вписаться в габарит платформы (часто снимались и наружные опорные катки). Транспортные гусеницы применялись также для движения своим ходом в районы дислокации по дорогам с твердым покрытием. При использовании транспортных гусениц шириной 520 мм удельное давление на грунт возрастало до 1,53 кг/см2.
На танках Pz Kpfw VI E «Тигр» устанавливалась мощная полуавтоматическая зенитная 88-мм пушка образца 1936 г. Она имела электроспуск и систему продува ствола после выстрела. Бронебойный снаряд массой 10,2 кг пробивал 115-мм броню на дистанции 1000 метров, а подкалиберный снаряд массой 7,3 кг – 180-мм броню на дистанции 500 метров.
«Тигры» могли преодолевать брод глубиной до 1,2 м. Машины первых выпусков имели оборудование для подводного передвижения по рекам глубиной до 4 м.
Первые танки Pz Kpfw VI Ausf E «Тигр» 19 августа 1942 года получил первый взвод 502-го тяжелого танкового батальона (502. schwere Panzerabteilung, 502.sPzAbt). Танки «Тигр» поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов, в моторизованную дивизию «Великая Германия» и в роты тяжелых танков 1-й, 2-й и 3-й моторизованных дивизий СС.
Боевое применение танков «Тигр»
Со средним удельным давлением на грунт 1,03 кг/см2 57-тонный «Тигр» был достаточно тяжелым, поэтому у него была плохая проходимость по мягкой почве. Впервые четыре «Тигра» использовались в бою 29 августа 1942 г. под Ленинградом в районе станции Мга. Танки застряли, и немецкая атака захлебнулась. 21 сентября того же года те же машины снова пробовали идти в атаку, но они попали под огонь советской артиллерии и увязли в болоте.
В декабре 1942 г. батальон танков «Тигр» сделал попытку прорыва к окруженной под Сталинградом группировке немецких войск. В том же месяце первые «Тигры» появились в Тунисе. Первый «Тигр» был подбит, а затем захвачен советскими войсками 14 января 1943 г. на Волховском фронте в районе рабочих поселков № 5 и № 6. После захвата первого «Тигра» были изучены его слабые места и разработаны методы борьбы с ним. В битве на Курской дуге (операция «Цитадель») применение «Тигров» для советских войск не явилось неожиданностью. Когда в советских танковых войсках появились танки Т-34-85 и ИС-2, превосходство в танковом вооружении немецких боевых машин было ликвидировано.