Найти тему
Дмитрий Платонов

Чем Фэйсбук лучше Боинга?..

Недавно прочитал занятную финансовую статистку, которая гласит, что за 2018 год фирма Боинг заработала 10 миллиардов долларов (я уж сейчас и не вспомню – чистая прибыль это или выручка, мне кажется это не очень важно). И за тот же самый год (в котором у Боинга еще не было проблем с 737-Max) компания Фэйсбук заработала 70 тоже миллиардов долларов!!! То есть, эта информация, поданная, вроде бы без каких бы то ни было комментариев, прямо-таки вопиёт о немыслимом дисбалансе в современной экономике, где серьёзнейшая, могучая, набитая по самые уши всеми возможными наукоёмкими технологиями и деятельностями, производящая огромные, красивые, летающие машины, страшно полезные всему человечеству, пролетает в одни ворота, в семь раз! компании, которая производит пустое место! Ничто!

То есть, прочитавший упомянутый мной текст, должен прийти к грустному умозаключению, что вся современная экономика превращается в пустое место, в постоянно надувающийся пузырь пустоты, у которого нет никакой «железной», твёрдой основы, и который неминуемо вот-вот лопнет, повергнув нас всех в такой катастрофический кризис, который нам, дуракам самонадеянным, даже ещё не снился.

Всё это конечно может быть. Но мне показалось, что приведённые мной цифры можно толковать не только одним единственным способом (как и вообще любую информацию на свете). Дело в том, что можно обратить внимание на то, а для какого, собственно, конечного потребителя работают вышеозначенные компании?

Итак, Боинг, могучая промышленная корпорация, которая, как справедливо было отмечено, выпускает огромные летающие аппараты для авиационных компаний, для армии США и других членов НАТО, для аэрокосмического агентства НАСА, в конце концов. Всё это очень богатые субъекты экономики, которые могут платить Боингу миллионы долларов, складывающиеся в приснопамятные 10 миллиардов. Однако, при всём богатстве этих субъектов, их количество очень и очень ограниченно. «Узок их круг», так сказать.

В то же время, клиентами Фэйсбук являются конкретные живые люди. Каждый из которых даже близко не сравним с клиентами Боинга. Однако, их многие миллиарды! И именно поэтому – они гораздо важнее. Количество! Оно создаёт несметный, изменчивый и неисчерпаемый рынок (я сейчас не о том, как именно, конкретно Фэйсбук этот рынок монетизирует). И именно это оказывается решающим фактором успеха того или иного бизнеса. Кто самые богатые и дорогие компании мира? Те, кто делает что-то небольшое, но для огромного числа людей. Нестле! Кока-кола! Амазон! Майкрософт! Алибаба!!! И это главный, постоянно забываемый, особенно в России, закон капитализма. Люди! Конкретные люди, во всем их разнообразном множестве и есть главный источник по-настоящему гигантских доходов!

А даже не возможность иметь много государственных заказов…

И уж тем более, не мелочное воровство на нефти и газе…