Найти тему
Издание «В точку»

#ВологдаКультурный Код Батик и гобелены Тамары Рыбаковой

По рождению Тамара Рыбакова - москвичка, но с 1969 года художница живет в Вологде. Её произведения можно увидеть в Вологодской областной картинной галерее, музеях-заповедниках и краеведческих музеях Вологодской области, частных коллекциях в России и за рубежом.

Тамара Петровна - творческая личность и художественная деятельность её очень многогранна: она - и художник-реставратор, и график, и художник по тканям.

Рисунком Тамара Рыбакова "заболела" еще в школе: примкнула к художественному кружку и осталась в живописи навсегда. Закончив школу Тамара Петровна поступила в художественный вуз – Московский технологический институт – и училась по специальности «Художественное оформление тканей и изделий из них».

Предполагалось, что в будущем выпускники вуза будут работать на предприятиях легкой промышленности, создавать дизайн тканей, текстильных изделий.

Когда дело шло к дипломной работе, сокурсницы Татьяны Рыбаковой съездили в Вологду - их дипломной работой стали кружева. После возвращения они делились своими восторженными впечатлениями, всем советовали побывать в этом прекрасном городе. Студентка Тамара тоже заинтересовалась, и в результате её дипломный проект - гобелен также оказался посвящен Вологде. Он так и назывался – «Вологда».

Почти сразу после института Тамара Рыбакова приехала в Вологду, но работы по специальности не нашлось, место на льнокомбинате было занято, и она стала заниматься реставрацией. Начала работать над иконостасом Софийского собора, а летом – над его фресками.

В 60-70-е годы велись масштабные реставрационные работы на волне интереса к древнерусскому искусству, к своей истории, происходило открытие уникальных памятников.

До 1995 года в стране существовал «Художественный фонд» – организация, которая работала на зрителя, на потребителя. Проводилась определенная политика: предприятиям, организациям, образовательным учреждениям выделялись средства, на которые художникам заказывалась разработка интерьеров и изготовление высокохудожественных произведений, которые их наполняли. Таким образом, художники имели возможность напрямую участвовать в воспитании восприятия художественных произведений, начиная с детских садов.

Татьяна Рыбакова к тому времени уже занималась гобеленом и батиком. Техника батика тогда была для Вологды совершенно новой и модной, так что сегодня и сама художница не может точно сказать, какова судьба многих её работ того времени – так широко они разошлись по области.

По словам Татьяны Петровны, гобелены её работы должны быть в доме отдыха в Красавино, занавеси в технике батика в Доме культуры в поселке Можайское. Гобелен, посвященный Батюшкову, хранится в Череповецком музейном объединении. В фондах Вологодского музея-заповедника есть серия её батиков «Легенды и сказания Вологды» и серия батиков, посвященных народной культуре.

-2
-3
-4
-5