Найти тему

Письменные принадлежности из Музея Фаберже. О назначении некоторых предметов я не догадалась

Сегодня, в эпоху голосовых сообщений и видеосвязи, сложно представить, что когда-то основным средством общения была личная и деловая переписка. Изготавливая столь необходимые для людей письменные принадлежности, многие русские мастера XVIII-начала XX века создавали настоящие шедевры. Полюбоваться некоторыми из них можно в Музее Фаберже в Петербурге.

Начнем с предмета, который и сегодня вполне мог бы использоваться по назначению. Порткарандаш "Иван Калита", выполненный из серебра мастерами московского филиала фирмы Фаберже, - образец оригинального русского стиля.

Порткарандаш "Иван Калита". Фирма К. Фаберже. Москва, 1898-1908 годы.
Порткарандаш "Иван Калита". Фирма К. Фаберже. Москва, 1898-1908 годы.

Головной убор, который венчает литую фигурку, изображающую московского князя Ивана I Даниловича (более известного как Иван Калита) украшен сапфирами и изумрудами. "Стакан" для карандашей выполнен в виде калиты - денежной сумки, которую носили на поясном ремне.

Это старинное название "кошеля" встречается в описании имущества московских князей, начиная с XIV века. Прозвище Калита князь Иван Данилович получил, по одной версии, за накопленные несметные богатства; по другой - за щедрость по отношению к нищим, которым он с ранних лет из своей денежной сумки регулярно подавал.

Пресс-папье "Тройка". Санкт-Петербург, 1861 год, фирма Сазикова. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге
Пресс-папье "Тройка". Санкт-Петербург, 1861 год, фирма Сазикова. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге

Из серебра выполнено и великолепное пресс-папье "Тройка". Мастера фирмы Сазикова славились созданием ювелирных изделий в виде скульптурных фигур или групп по мотивам крестьянской жизни, отечественной истории и народного творчества.

Фирма известна с 1793 года, когда ее основатель Павел Федорович Сазиков, купец 3-й гильдии, открыл небольшую мастерскую в Москве. В 1810 году он владел уже целой фабрикой серебряных изделий, а в 1842-ом его сын Игнатий Павлович открыл петербургский филиал.

Пресс-папье "Тройка" в деталях. Санкт-Петербург, 1861 год, фирма Сазикова. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге
Пресс-папье "Тройка" в деталях. Санкт-Петербург, 1861 год, фирма Сазикова. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге

Блестяще выполненные литые и чеканные работы из серебра, в которых в мельчайших деталях раскрывались сюжеты из русской жизни, приводили в восторг не только соотечественников, но и европейскую публику.

Пресс-папье "Тройка" в деталях. Санкт-Петербург, 1861 год, фирма Сазикова. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге
Пресс-папье "Тройка" в деталях. Санкт-Петербург, 1861 год, фирма Сазикова. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге

На Всемирных выставках в Лондоне (в 1851 году) и Париже (в 1867 году) работы фирмы Сазикова были отмечены золотой медалью и орденом Почетного легиона. Внушительный список составляют награды за участие во Всероссийских выставках художественно-промышленных товаров.

Журналисты не скупились на похвалу в адрес мастеров, а за высочайшее качество чеканных изделий окрестили Игнатия Павловича русским Бенвенуто Челлини. В 1837 году фирма Сазикова получила звание придворного поставщика.

На переднем плане слева - пресс-папье "Тройка". Санкт-Петербург, 1861 год. Фирма Сазикова. Справа - оригинальная чернильница работы мастерской В. Иванова. Санкт-Петербург , 1899-1908 г.
На переднем плане слева - пресс-папье "Тройка". Санкт-Петербург, 1861 год. Фирма Сазикова. Справа - оригинальная чернильница работы мастерской В. Иванова. Санкт-Петербург , 1899-1908 г.

С восхищением гости Санкт-петербургской выставки мануфактурной промышленности 1861 года разглядывали чернильный набор в виде деревенской избы с хозяйственными постройками, который представила фирма Сазикова. Похожий сюжет из крестьянской жизни стал основой для создания оригинальной чернильницы, выполненной в мастерской В. Иванова.

Чернильница. Мастерская В. Иванова. Санкт-Петербург , 1899-1908 г.
Чернильница. Мастерская В. Иванова. Санкт-Петербург , 1899-1908 г.

Детали можно рассматривать бесконечно.

Письменные приборы удивительной красоты выставлены в витрине № 4 Голубой гостиной, где демонстрируются произведения с эмалью ведущих русских фирм.

Витрина № 4, расположенная в Голубой гостиной Музея Фаберже. Здесь представлены произведения с эмалью ведущих русских фирм.
Витрина № 4, расположенная в Голубой гостиной Музея Фаберже. Здесь представлены произведения с эмалью ведущих русских фирм.

Создателя этих письменных принадлежностей Федора Ивановича Рюкерта называли "живописцем по эмали". Он имел собственную мастерскую в Москве и активно сотрудничал со многими известными ювелирными фирмами, в том числе фирмой Фаберже.

Письменный прибор. Москва,  1899-1908. Мастер Федор Рюкерт
Письменный прибор. Москва, 1899-1908. Мастер Федор Рюкерт

Поднос, чернильница (на фотографии в центре), пресс-папье, марочница (коробочка слева с двумя марками на крышке), коробочка для перьев, ручка, нож для бумаги и держатель для карандаша выполнены в технике эмали по скани.

Эмаль по скани - разновидность перегородчатой эмали, известная с конца XIII века. На металлическую основу изделия по контуру рисунка напаивается скрученная проволока (слово "скань" означает "свить, скрутить"), получившиеся ячейки заполняются цветной эмалью. После этого изделие обжигается. Техника очень сложная в исполнении, так как эмали разных цветов требуют разной температуры обжига.
Письменный прибор. Москва,  1899-1908. Мастер Федор Рюкерт
Письменный прибор. Москва, 1899-1908. Мастер Федор Рюкерт

В этой же технике выполнен другой письменный прибор. Как свидетельствует гравировка, он был преподнесен в качестве подарка английскому историку, экономисту и аналитику Томасу Элиссону. Таким образом американские бизнесмены из банковской фирмы "Лэйтам, Александр и Ко", одной из сфер деятельности которой была торговля хлопком, выразили благодарность ученому за опубликованные обзоры хлопкового рынка в США и Великобритании.

Пресс-папье. Москва,  1899-1908. Мастер Федор Рюкерт
Пресс-папье. Москва, 1899-1908. Мастер Федор Рюкерт

Дракон, изображенный в центре подноса и как будто охраняющий красную девицу на чернильнице, снова встречается нам на пресс-папье. Волшебная русская сказка, воплощенная в эмали!

Совсем иначе выглядит письменный прибор, выполненный мастером фирмы Фаберже Генрихом Вигстремом по заказу барона Леопольда де Ротшильда.

Письменный прибор. Чернильница, карандаш и перьевая ручка. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже, мастер Генрих Вигстрем. 1908-1917 г. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге
Письменный прибор. Чернильница, карандаш и перьевая ручка. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже, мастер Генрих Вигстрем. 1908-1917 г. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге

Представитель богатейшей европейской династии банкиров был постоянным заказчиком и покупателем в лондонском отделении фирмы Фаберже. Впрочем, судя по сохранившимся записям в книгах учета, многие члены семьи Ротшильдов питали слабость к изделиям мастеров, работавших на прославленного ювелира.

Идея создания серии изделий в сине-желтую полоску принадлежит именно Леопольду. Это цветовое сочетание в 1843 году было официально зарегистрировано для фирменного стиля Ротшильдов.

В полосатой сине-желтой форме участвовали в королевских скачках жокеи на лошадях с конезаводов этой влиятельной семьи. А украшенные фирменными полосками письменные принадлежности, коробки для сигар и настольные часы от Фаберже преподносились на скачках в качестве сувениров.

Изделия от Фаберже в фирменных цветах семьи Ротшильдов. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже, мастер Генрих Вигстрем. 1908-1917 г. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге
Изделия от Фаберже в фирменных цветах семьи Ротшильдов. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже, мастер Генрих Вигстрем. 1908-1917 г. Из коллекции Музея Фаберже в Петербурге

На переднем плане фотографии - настольные часы, печать с ручкой, нож для бумаги, одновременно являющийся футляром для карандаша, и небольшой фрагмент коробки для сигар. Все изделия выполнены в технике гильоше-эмали.

В этой же технике выполнена прелестная вещица, о назначении которой я узнала от экскурсовода музея. Сама бы точно не догадалась. Эмалью королевского синего цвета с завораживающими муаровыми волнами покрыта марочница.

В ее центральной части находится емкость для воды и вращающийся барабан, с помощью которого марку смачивали. (Ну не будет же представитель благородной семьи облизывать марку языком). Справа и слева - отделения для хранения марок.

Марочница. Санкт-Петербург, 1899-1908, фирма К. Фаберже.
Марочница. Санкт-Петербург, 1899-1908, фирма К. Фаберже.

Не догадалась я и о назначении еще двух изделий из коллекции Музея Фаберже, которые были крайне полезны на письменном столе - баночке для клея в форме яблока и миниатюрной лейки для посыпания чернил песком.

Возможно, вам будет интересно

Минодьер, полиссуар и другие "дамские штучки" от Фаберже

Драгоценные цветы из Музея Фаберже в Петербурге