Найти тему

"В диспансерах не хватает коек": интервью нарколога о своей работе

Приветствую вас на своем канале! Меня зовут Вадим Шипилов, я психолог, нарколог, работаю с такими зависимостями как наркомания и алкоголизм. Публикую для вас отрывок из моего интервью для новостного канала , где я рассказываю о реальной ситуации с социальной помощью зависимым людям в Ростове-на-Дону.

Фото автора
Фото автора

Сколько сегодня наркоманов в Ростове-на-Дону?

Точно ответить на этот вопрос не сможет никто. Приблизительное число зависимых в Ростовской области по данным РБК на декабрь 2018 года составляет 50000 человек. Из них от наркотической зависимости страдают около 13500. К сожалению, сегодня эта цифра продолжает расти.

Кроме наркоманов существуют так называемые «лица», употребляющие наркотики, но не имеющие признаков зависимости. Много ли россиян принимают наркотики нерегулярно? К чему это может привести?

Да, действительно существует такая категория лиц, которые время от времени употребляют наркотические вещества. Как показывает статистика, их сегодня порядком 100000 человек. Чаще всего это случается во время походов в ночной клуб, на шумных вечеринках с друзьями, при сильной утомляемости на работе. Такие люди почти никогда не обращаются за помощью. Однако, «пассивные» наркоманы создают дополнительные проблемы. Имея опыт употребления, но при этом не став больным, они начинают относиться к наркотикам толерантно. В будущем употребление препаратов кем-то из его окружения – детьми, родственниками, друзьями не вызывает негатива. Это очень сильно мешает в создании единого социального прессинга в отношении наркозависимых. Как итог, в диспансерах не хватает коек.

Почему не все наркозависимые своевременно обращаются за помощью?

Они не считают себя больными. Наркоману кажется, что он и сегодня может отказаться в любой момент. Вот только этот самый момент не наступает ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц. Скажем так, зависимый будет сопротивляться до последнего и процент того, что он сам лично обратиться за помощью к наркологу, ничтожно мал.

Другая категория зависимых не в состоянии решить финансовую сторону вопроса. Это крайне печально, потому что такие люди не могут получить помощь. Скажем так, минимум 10 000 человек в области, имеющих проблему, не могут начать борьбу с ней именно из-за этого аспекта. Они звонили, узнавали цену, понимали, что не способны оплатить даже минимальный срок лечения.

Хватает ли вам сил и резервов для полноценного лечения и реабилитации наркоманов?

Всегда работаем на результат. Пока, к счастью, справляемся.

Отслеживаете ли вы иностранный опыт в области применения новых программ лечения.

Конечно. Но мы обязательно модернизируем эти программы, и только после распространяем по всем нашим реабилитационным центрам. У нас есть целая технология, охватывающая все этапы работы, начиная от детоксикации и заканчивая реабилитацией.

Наркологическая отрасль всегда требует подготовки новых кадров. Чему учат ваших специалистов?

Несмотря на то, что у нас работает достаточно сильная команда врачей и консультантов, мы всё равно испытываем острую нехватку квалифицированных кадров. Наша работа – грязная, а наших больных попросту боятся. Поэтому далеко не многие врачи-специалисты выдерживают отбор и остаются работать вместе с нами.

Наши специалисты должны быть хорошо подкованы в медицине, биологии, психологии. Все эти навыки необходимы для определения тактики лечения. Очень важно создать ту самую атмосферу понимания и сопереживания, но терпимости к наркотикам быть не должно. Дело в том, что, например, на Западе лечат по уже готовым схемам. Для наших больных очень часто необходимы индивидуальные программы реабилитации. Поэтому психолог и нарколог должны знать очень много и почувствовать, куда направить дальше вектор лечения, как вернуть каждому конкретному больному смысл жизни.

Вы утверждаете, что при лечении наркозависимых необходимо создавать атмосферу понимания, но при этом оставаться нетерпимым к потребителям наркотиков. Одно разве не противоречит другому?

Если врач - профессионал, то он обязан создавать прессинг нетерпимости к употреблении наркотиков. Однако, если наш пациент искренне стремится избавиться от зависимости, то мы это всячески поощряем.

Какие у вас есть механизмы мотивации людей для участия в реабилитационных программах?

Существует стереотип о "заборах" - когда зависимого человека насильно увозят в центр, с применением физического насилия. Мы распространяем другую методику. Это услуга интервенции. Врач-нарколог отправляется к зависимому на дом и проводит с ним разъяснительную беседу. Обычно хватает часа, чтобы объяснить зависимому, что это все на самом деле ему не нужно и вреда от наркотиков он получает, куда больше, чем пользы. Как правило, осознав происходящее, наркоман добровольно соглашается на реабилитацию. Дополнительно мы активно размещаем литературу, бесплатный контент для наркозависимых и их родственников, близких. Можно легко ознакомиться с видеоматериалами, на которых запечатлены истории реальных людей, которые уже вылечились от наркомании или находятся в процессе лечения. Наши специалисты регулярно проводят онлайн-тренинги. Если вам нужна помощь - наш колл-центр работает круглосуточно и бесплатно консультирует по всем вопросам, касающихся зависимости.

Спасибо за прочтение!

Пожалуйста, поделитесь этим материалом с друзьями и в социальных сетях - возможно, эта информация поможет кому-то в трудную минуту и спасет жизнь.

Ставьте лайк, если статья была полезна. Задавайте вопросы в комментариях, обязательно отвечу каждому. Желаю всем физического и духовного здоровья!