5 мая Эрдоган заявил о том, что он больше не намерен терпеть нападения на турецкие войска, которые находятся на северо-западе Сирии в провинции Идлиб. Это место уже длительное время является точкой столкновения интересов России, Сирии и Турции.
В марте сторонам удалось достичь некоторого успеха в ходе проведенных в Москве переговоров между Эрдоганом и Путиным. Эти договоренности были заключены после череды жестких столкновений на северо-западе Сирии между турецкими войсками и армией САР. По неофициальным данным, в авианалетах на турецкие отряды были задействованы и российские самолеты, однако происходило это только в тех случаях, когда они находились на позициях боевиков различных исламистских и оппозиционных групп.
Заключенные договоренности явно больше всего соответствовали интересам России, но никак не Турции и даже самой Сирии. По их результатам стороны договаривались прекратить огонь, при этом Турция взяла на себя обязанности обеспечить безопасность части дороги между Дамаском и Алеппо, что являлось требованием РФ. Таким образом, ситуация по своей сути законсервировалась. Города, находящиеся под контролем Асада, получили стабильную связь между собой и способность существовать автономно. В то время как в контролируемых боевиками северо-западных территориях провинции Идлиб существует местное, весьма раздробленное, самоуправление, поддерживаемое Турцией.
Безусловно, консервация ситуации не устраивает ни Сирию, ни Турцию. Башар Асад желает получить под контроль все довоенные территории страны, и его странно упрекать в этом желании. И уж тем более его нельзя винить в нежелании мириться с присутствием анклава боевиков в Идлибе.
Турция же не желает сдавать интересы местных группировок, которые в своей политики ориентируются на Анкару. Между тем, обстрелы между сторонами продолжаются, и армия САР явно не собирается проводить демилитаризацию.
Решение России достаточно простое и озвучено уже давно: Турция должна отделить подопечные им группы от наиболее радикальных исламистских банд. После чего, в стране должен начаться политический процесс, учитывающих интересы всех сторон. Тем не менее, в реальности у турецкой стороны возникли сложности в решении этого вопроса, так как отделить зерна от плевел оказалось фактически невозможно: все действующие там силы так или иначе связаны или сотрудничают с исламистскими группировками.
Таким образом, в ближайшее время можно ожидать очередное обострение обстановки в Идлибе, однако оно почти наверняка не изменит существующее положение дел до тех пор, пока стороны не договорятся о политическом процессе, а все радикалы не будут уничтожены или выведены с территории провинции.
А как вы считаете, ситуация в Идлибе может привести к большой войне между Сирией и Турцией? Напишите свое мнение в комментариях к статье!