Для общеобразовательных учреждений предусматривают для реализации программы развития универсальных учебных действий проект и исследовательскую деятельность - это две формы организации деятельности обучающихся.
Учебно-исследовательская деятельность - деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования. Исследования призваны подтвердить выдвигаемую гипотезу. Отрицательный результат, это тоже результат.
Исследования бывают:
- естественно-научные.
- исследования в гуманитарных областях.
- экономические исследования.
- социальные исследования.
- научно-технические исследования.
Развитие деятельности при выполнении исследования:
- Вопрос/ гипотеза.
- Сбор и анализ данных.
- Новые знания.
Проектная деятельность - учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, направленная на создание продукта. Главное - четкое представление конечного продукта.
Этапы проекта:
- Тема и аннотация.
- Актуальность проекта.
- Положительные эффекты от реализации проекта, которые получит сам автор и другие люди.
- Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта. Источники этих ресурсов.
- Ход реализации проекта.
- Риски реализации проекта и сложности, которые пришлось преодолеть в ходе реализации проекта.
Развитие деятельности при выполнении исследования:
- Замысел.
- Реализация.
- Продукт.
Сходство учебно-исследовательской и проектной деятельности:
- Цели и задачи.
- Обоснование актуальности.
- Целеполагание, формулировка задач.
- Выбор средств и методов.
- Планирование, определение сроков работ.
- Реализация.
- Оформление результатов работ.
- Представление результатов.
Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности:
- Разные планируемые результаты.
- Этапы реализации разные.