Найти тему

Восхождение к России. Часть 1. Рождение народа

Ольга Денисенко. Вербное воскресенье. Живопись. Фрагмент
Ольга Денисенко. Вербное воскресенье. Живопись. Фрагмент

Когда же появился на свет русский народ? На этот вопрос вряд ли смогут абсолютно точно ответить даже профессиональные историки. Однако приблизительные временные рамки этого события определить вполне возможно. В данной статье речь пойдёт о первой стадии его формирования – образовании древнерусской народности, под которой в исторической науке принято понимать славяноязычное население Древней Руси (а точнее, просто Руси), то есть восточных славян.

Долгое время считалось, что восточное славянство возникло ещё до создания Древнерусского государства. Вплоть до конца существования СССР это утверждение, закреплённое в школьных учебниках истории, являлось для подавляющего большинства его населения бесспорным историческим фактом, не подлежавшим никакому сомнению. Продолжает господствовать оно и сегодня, правда, не среди профессиональных историков, многие из которых уже давно отказались от этого распространённого заблуждения.

Особенно сильный удар по этой устаревшей теории нанесло открытие исторической наукой того факта, что территория будущей Руси в 6-9 вв. заселялась славянами не из единого центра в среднем Поднепровье (как это считалось ранее), а из разных мест славянской прародины, причём северная их группировка в Восточной Европе (словене и кривичи) оказалась вплоть до 9-го века изолирована от южной сплошной полосой расселения балтских племён (живших на территории, занимаемой сегодня Белоруссией и частью западных областей России).

Этническая карта Восточной Европы 8-го века. Жёлтым обведена территория населённая балтами, оранжевым - расселение потомков антов, голубым - южная граница расселения финно-угорских племён. Красными стрелками показаны направления экспансии славян на земли балтов.
Этническая карта Восточной Европы 8-го века. Жёлтым обведена территория населённая балтами, оранжевым - расселение потомков антов, голубым - южная граница расселения финно-угорских племён. Красными стрелками показаны направления экспансии славян на земли балтов.

Таким образом, восточнославянская языковая и культурная общность к моменту образования общего государства в принципе не могла существовать. Не подтверждается её существование и выводами лингвистов, изучивших накопленный за последние десятилетия архив древнерусских берестяных грамот. Им удалось установить, что даже в 11-12 вв. существовал особый новгородско-псковский диалект, несколько отличавшийся от языка, использовавшегося на юге Руси.

-3

По данным археологии, существовали отличия между севером и югом и в бытовой культуре, в частности в домостроении.

Но, может быть, восточнославянское единство существовало к моменту образования государства на юге Руси? Научных подтверждений этому нет. Зато есть хорошо обоснованная советским историком-археологом В.В.Седовым точка зрения, что известные из летописи славянские племена среднего и южного Поднепровья и Поднестровья произошли от двух разных групп славян: антов (уличи, тиверцы, хорваты и, отчасти, северяне и вятичи) и дулебов (поляне, древляне, волыняне, дреговичи и, частично, радимичи).

Дулебы к 9-му веку фактически являлись ещё ветвью средней части западного славянства (будущих поляков), а анты сформировались как особая группа славян ещё в 3-4 вв. в степях и лесостепях Северного Причерноморья, смешавшись с остатками жившего здесь ранее иранского (скифского и сарматского) населения и восприняв от него многие элементы своего языка и культуры. Северяне образовались в результате смешения в 8 - 9 веках с местными аланами, а вятичи и радимичи – с балтами.

-4

Итак, никаких восточных славян до середины 9 века (времени возникновения 1-го каганата русов), ещё не существовало. Общие особенности славян Восточной Европы (как это было вполне доказано историком В.В.Седовым) начали постепенно формироваться только после объединения их в границах одного государства. Другими словами, восточные славяне – это и есть древнерусская народность, образовавшаяся в результате слияния нескольких разных племенных группировок славян (растворивших в себе местное финское, балтское и иранское население), а также некоторых пришлых неславянских групп (в основном скандинавского происхождения).

Впрочем, слияние разных этнических элементов в «компот» под названием «древнерусская народность» шло очень медленно и к моменту монгольского завоевания оставалось не завершённым.

Радимичи были окончательно подчинены Киеву только при Владимире 1-м (Святославиче) в конце 10-го века. Тогда же он присоединил к Руси племена волынян и хорватов (нынешняя Западная Украина). Вятичи сохраняли своё особое княжение как минимум до конца 11-го века, когда Владимиру Мономаху потребовалось два года чтобы окончательно подчинить их. Ещё около века они упоминались в летописях как особая область Черниговского княжества. В середине 12-го века в глухих окских лесах ещё оставались не до конца покорённые остатки местных балтов (голядь) против которых чернигово-северские князья совершали военные походы.

Вплоть до конца 10 века под непосредственным контролем Рюриковичей находились только собственно Русь (несколько расширенная бывшая территория полян), а также Древлянская, Новгородская (словенская, включавшая и псковских кривичей) и, видимо, Смоленская земли. Другие славянские и неславянские племена, платившие дань Руси, имели своих князей.

Сарское городище - предположительно, первоначальный Ростов, столица племени "меря". Карандашный рисунок. Реконструкция.
Сарское городище - предположительно, первоначальный Ростов, столица племени "меря". Карандашный рисунок. Реконструкция.

Именно со времён Владимира Святославича, раздавшего все отдельные части Руси под управление своих 12 сыновей, началось «обрусение» остальной территории государства, которое наконец обрело относительно твёрдые границы.

Резко ускорившийся с этого момента процесс феодализации Руси стал одним из важнейших факторов формирования древнерусской народности. Возглавившие бывшие племенные княжения потомки Владимира повсюду разрушали родоплеменную структуру власти, насаждая вместо неё собственную феодальную администрацию (бояр-наместников с собственными дружинами) и основывая для этого в отдалённых от своей ставки районах новые пункты управления – грады (укреплённые центры). Почти каждый такой град со временем обрастал ремесленно-торговым посадом и становился полноценным древнерусским городом, куда затем ставили на княжение очередных отпрысков династии Рюриковичей.

-6

Новые города почти сразу обретали православные храмы и клир священников, тут же принимавшийся за христианизацию местного языческого населения.

Вместе с вытеснением племенных верований и племенного самоуправления, вытеснялось и само племенное самосознание, заменявшееся сознанием принадлежности единой православной христианской общине и своему князю-рюриковичу, а через них и всей Руси.

Одновременно, через учреждение школ при церквях (а позже и нецерковных), распространялся сложившийся в Киеве стараниями Ярослава Мудрого и его последователей-книжников литературный язык, постепенно приводя к единому знаменателю разные племенные диалекты (и даже языки) горожан.

-7

Тому же способствовали и постоянные перемещения князей с одного княжения на другое после смерти вышестоящего князя (княжеские уделы среди Рюриковичей распределялись по старшинству). Вместе с князем переезжали его дружинники, слуги, дворовые ремесленники, некоторые бояре со своим окружением, а иногда даже и часть зависимых от князя крестьян - смердов. Это «броуновское» (по определению В.Ключевского) движение постоянно перемешивало население городов, способствуя единству его состава по всей территории Древней Руси.

-8

Итак, в городах древнерусская народность утвердилась относительно быстро. Однако совсем иначе дело обстояло в сельских местностях, где жило тогда подавляющее большинство населения страны. Конечно, после перемещения основных культурных центров в города, влияние последних стало распространяться и на крестьян, но происходило это в десятки раз слабее и медленнее, чем среди горожан. Сказывалась неграмотность крестьянства и, порой, значительная отдалённость от городских центров.

Тяжёлый удар по древнерусской культуре нанесла гибель большинства городов Руси в пламени монголо-татарского нашествия и последующих ордынских набегов. Всё это приводило к длительному сохранению в деревнях остатков родоплеменных отношений и верований, а в итоге – и особенностей языка предков. Племенные диалекты (конечно в изменённом временем виде) сохранялись вплоть до настоящего времени и уходят в прошлое (с начала 20-го века) только под давлением ставшего всеобщим школьного обучения литературному языку.

Огромную роль в сложении древнерусской народности сыграло принятие князем Владимиром христианства на Руси. Оно уравняло в духовном отношении рабов и их властителей, представителей самых разных племён, сделав всех одинаково русскими людьми.

Если статья понравилась, ставьте лайк. Чтобы читать другие статьи автора, подписывайтесь на этот канал.