Рекламные вывески пестрят предложениями об аренде и продаже помещений в торговых центрах. Эксперты предрекают не только серьезные "волнения" на рынке коммерческой недвижимости, но и буквально говорят о надвигающемся "шторме" после пандемии.
Так Сергей Кузнецов (главный архитектор Москвы ) на днях заявил, что владельцы крупных торговых центров в ближайшем будущем могут перейти на формат малых торговых площадей, а сами ТЦ, скорее всего, будет ждать снос.
"Я надеюсь, что большие бизнес-игроки начнут делать сотни маленьких магазинов вместо одного большого. Это благоприятный прогноз, и мне кажется, мы смогли бы к этому прийти" - прокомментировал специалист.
Заявление прямо сказать провокационное и большинство специалистов уже высказались по этому поводу, трактуя слова чиновника несколько иначе. Меняется поведенческая модель покупателей, спрос смещается в сторону более удобных форматов, активно развивается онлайн торговля и электронная коммерция. Рынок массово осваивает доставку, рекламу которой разместили уже многие серьезные игроки.
Большинство экспертов, опрошенный РИА Недвижимость говорят о том, что рынок ждет частичная реконцепция торговых центров, с уменьшением классической торговой галереи и переформатированием ее под другое назначение.
Кроме того, люди даже старшего поколения за месяц самоизоляции прекрасно освоили покупки онлайн и теперь готовы забирать самостоятельно свои товары из пунктов выдачи, а не шататься все выходные по красивому ТРК. Растет спрос на небольшие помещения рядом с домом.
Измениться торговому центру довольно сложно, смена концепции - это затратное дело, а средств на это у владельца может не оказаться, к тому же изменения не гарантируют быструю заполняемость и возврат инвестиций. В наиболее выигрышном положении оказываются торговые центры, где все отделы или большинство из них были проданы небольшим собственникам, а владелец здания остался лишь главной управляющей компании или оказывает только техническую поддержку.
Такие ТРК признаются рынком «наиболее живучими и стабильными». Собственник может дать дисконт по аренде, ведь ему важна заполняемость, он участвует в организации мероприятий для привлечения гостей, постоянно вкладывается в помещение — создает все условия для привлечения в торговый центр большего количества посетителей, а не перекладывает это на плечи управляющей компании.
Владельцы отделов легко договариваются между собой и хорошо управляют коллективной собственностью, что дает значительное преимущество при работе, особенно в этот сложный экономический период. К тому же после объявления пандемии, такие собственники не остались кому-либо должными, а просто приостановили работу на указанный срок.
Понравился текст? Ставь лайк и подписывайся на канал.
Другие тексты по теме:
12 мифов о рекламе, в которые вы верите каждый день
Сумасшедшая история одной рекламной съемки