Найти тему
СССР-75737

Судьбы пароходов из "Жестокого романса"

Думаю что про сам фильм рассказывать не надо , большинство хорошо знают эту экранизацию пьесы Островского "Бесприданница" 1984 года, снятую Эльдаром Рязановым. Забавно, что из-за яркой роли Паратова, многие путают , и приписывают режиссуру этого фильма Михалкову.

В одном из интервью в 1985 году, Эльдар Рязанов назвал главными героями фильма Волгу и пароход "Ласточка". И действительно кроме сюжета Островского, ему удалось в цвете зафиксировать закат эксплуатации пароходов на Волге. Буквально ещё 5-7 лет, и эти суда были списаны.

Давайте разберемся теперь с пароходами.

В различных источниках называют разные суда, но на самом деле в фильме снимались "Спартак"(в роли "Ласточки") и "Достоевский"в роли "Святой Ольги". При некоторой визуальной схожести это очень разные пароходы.

"Спартак" был построен в 1914 на Сормовской верфи и назывался "Великая княжна Татьяна Николаевна". В дальнейшем он несколько раз менял название (Добрыня Никитич, Карл Маркс) пока в 1919 не стал называться "Спартак" уже до самого своего конца.

Пароход в основном использовался на линии Нижний Новгород-Астрахань.

Во время Гражданской войны на пароходе располагался штаб Волжской флотилии. После войны "Спартак"опять вернулся на линию.

В годы Великой Отечественной пароход также работал на Волге, возил эвакуированных и воинские подразделения в том числе и в Сталинград.

По окончании войны эксплуатировался в качестве пассажирского на Волге.

Эльдару Рязанову конечно удалось снять уникальные кадры:

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

Стоит также упомянуть однотипный пароход "Володарский" (бывший "Великая княжна Ольга Николаевна"), но об этом будет отдельный текст.

-13

Оба парохода неоднократно использовались в съемках фильмов. Но в 1991 было списаны и отправлены на отстой в затон в Ростовской области.

Были какие-то фантастические планы отправить их в Англию, для эксплуатации по Темзе, но на мой взгляд это были характерные для того времени экономические фантазии.

Так или иначе , в 2000 году оба парохода сгорели и были утилизированы.

-14
-15

-16

Что же касается "Достоевского", то он принадлежал к послевоенной серии пароходов 737 проекта , построенной в Венгрии. Сам же"Достоевский" был 1956 года постройки.

-17

Пароход ходил от Москвы до Астрахани до 1994 года, после чего был передан НПО"Композит" и поставлен в качестве турбазы на реке Малая Пудица.

Есть несколько моих личных воспоминаний , связанных с этим пароходом.

В 1983 году я был в Кимрах у знакомых, и проходя вдоль набережной был крайне удивлен , увидев пароход с черной трубой и двуглавым орлом на ней. Рядом , кстати стоял такой же пароход с традиционной советской символикой. Для меня в то время и в том возрасте (12 лет) это было очень необычное зрелище. Как ни странно, в интернете нашлось фото парохода, стоящего в Кимрах. Правда я его видел с другой стороны реки.

Фото: Владимир Розовский
Фото: Владимир Розовский

Примерно в 2005 году я осматривал "Достоевского"на турбазе и уже тогда он выглядел весьма уныло. К этому времени у него была демонтирована паровая машина, активно корродировал корпус, спасало только то что он стоял почти на берегу. Никакой речи о перемещении его в другое место и быть не могло. Директор базы пытался продать его на металлолом, поскольку его регулярно штрафовали экологи.

-19

-20

-21

-22

-23
-24

По моим сведениям пароход через год все-таки продали на металлолом ,но в процессе резки он загорелся. Надо сказать, что стенки надстроек там были фанерные и с точки зрения пожароопасности весьма уязвимые.

У меня сохранилось несколько фото осмотра "Достоевского" уже после пожара.

-25
-26

-27

-28

-29

-30
-31

-32

После пожара новый собственник-утилизатор исчез , видимо чтобы не нести ответственность за пожар и полусгоревший пароход продолжал стоять на территории турбазы. Идиотизм ситуации заключался в том , что фактически пароход был уже продан и проводить дальнейшую утилизацию без согласия пропавшего собственника было невозможно.

Как уж удалось решить эту проблему мне неизвестно, но в итоге "Достоевского" всё-таки разрезали.

Стоит упомянуть ещё одну "Ласточку", которая не снималась в фильме , но тоже является объектом многочисленных легенд.

История началась в начале 2000-х , когда деньги потекли рекой и обладатели этих денег решались на весьма рискованные эксперименты.

Некая группа бизнесменов купила пассажирский теплоход проекта 305 "Шемагин" для последующей переделки в ресторан- банкетоход.

-33

Надо сказать , что "Шемагин" в то время был ещё вполне "на ходу". Теплоход оттащили в Городец на судоремонтный завод для последующей переделки. Там я его и застал в процессе демонтажа надстроек.

-34
-35

Делали его качественно, и под надзором Речного регистра, но затраты значительно превышали те, на которые рассчитывали бизнесмены.

Как ни странно , несмотря на огромные потраченные средства и разнообразные конфликты проект удалось довести до ума. Внутреннюю отделку помещений делали уже в Хлебниково , куда теплоход привели на буксире.

-36

Также , были смонтированы декоративные колеса и новое название "Ласточка". С тех пор теплоход работает в качестве дорогого ресторана , несколько раз менял место стоянки , но самостоятельно по Москве-реке не перемещается. У него есть собрат "Чайка", который заслуживает отдельного поста.

-37
-38

Продолжение следует.