Найти в Дзене

Славянские боги. Морана

Сельские районы все еще боятся ее и каждую зиму сжигают ее в конце зимы.
Морана - дочь великой богини Лады и ее мужа Бога Сварога, выросла, чтобы стать тем, кем древние славяне признавали покровительницу зимы, преисподней и символа конца физической жизни, как мы, смертные, знаем это. У Мораны много имен: Мара, Мор, Морена, Марзанна, и она — всемогущая хозяйка Зимы, которая покрывает землю ледяной пеленой, чтобы она могла отдохнуть и набраться сил. Она принадлежит к пантеону древних славянских богов, так как считается сестрой Лелии.
В древности люди особенно поклонялись Морене на территории Киевской Руси. Первоначально она была богиней, которой поклонялись как домохозяйке, а также богиней плодородия и матерью всего живого. Однако со временем Морена постепенно превратилась в злого вестника увядания, бессильной старости и болезней. Следует отметить, что во многих древних сказках она противостоит Перуну и иногда даже присоединяется к Велесу в шалости и обмане.
Символ богини — белая смерть

Морана — древнеславянская богиня зимы и смерти
Сельские районы все еще боятся ее и каждую зиму сжигают ее в конце зимы.
Морана - дочь великой богини Лады и ее мужа Бога Сварога, выросла, чтобы стать тем, кем древние славяне признавали покровительницу зимы, преисподней и символа конца физической жизни, как мы, смертные, знаем это. У Мораны много имен: Мара, Мор, Морена, Марзанна, и она — всемогущая хозяйка Зимы, которая покрывает землю ледяной пеленой, чтобы она могла отдохнуть и набраться сил. Она принадлежит к пантеону древних славянских богов, так как считается сестрой Лелии.
В древности люди особенно поклонялись Морене на территории Киевской Руси. Первоначально она была богиней, которой поклонялись как домохозяйке, а также богиней плодородия и матерью всего живого. Однако со временем Морена постепенно превратилась в злого вестника увядания, бессильной старости и болезней. Следует отметить, что во многих древних сказках она противостоит Перуну и иногда даже присоединяется к Велесу в шалости и обмане.

Символ богини — белая смерть
Белый, как плащаница или зимний снег, цвет, который в старые времена подвергался бедствиям, также упоминается как Маре в скандинавской мифологии, где он появлялся как ночной демон. Существо, которое сидело на груди человека во время сна и вызывало кошмарные видения и удушье. Очевидно, что богиня Морена имеет индоевропейские корни, аналогичные корню ее имени «Мора», которое по-английски означает Маре, и сегодня мы связываем этот корень с хорошо известным словом «Кошмар».
Другие славянские легенды среди россиян говорят, что Морена живет в зеркальном дворце, куда можно попасть только через Калинов мост . Говорят, что мост соединяет два берега реки с бездонной глубиной, а дворец защищен змеями, это место, с которым наши славянские предки ассоциировали похороны.
В некоторых легендах говорится, что Баба Яга также является одним из творений богини Морены, или даже что Баба Яга (Баба Рога среди южных славян) является лишь одним из образов Морены. В некоторых древних легендах Морена превращается в порочную девочку Маринку, которая хочет соблазнить героя Добрыня. Восточные славяне также считали, что Морена была женой Кощея Бессмертного, который любил причинять людям вред.


Имя Морана, скорее всего, происходит от протоиндоевропейского корня *мар-, *мор-, означающего смерть. Некоторые теории утверждают, что ее имя происходит от того же индоевропейского корня, что и латинское mors - "смерть", и русское mor - "мор". Некоторые авторы также уподобляли ее кобыле, злой дух в германском и славянском фольклоре, связанный с кошмарами и параличом сна. Этот дух называется Мора, что может быть лишь одной из форм Мораны. В Беларуси, польском, украинском и некоторых русских диалектах слово "мара" означает "фантом", "видение" или "галлюцинация".


Наши предки сжигали куклу, которая представляла собой Морану, чтобы прогнать зиму, смерть и болезни.
Традиция сжигания или утопления чучела Марзанны в честь окончания зимы является народным обычаем, который сохранился в Польше, Словакии и Чехии. Обычно в день весеннего равноденствия обряд включает поджог женского соломинного чучела или утопление его в реке, или и то, и другое. В Польше это часто происходит во время экскурсии детей в детском саду и начальной школе. Размер чучела может варьироваться от марионетки до манекена в натуральную величину. Этот ритуал представляет собой окончание темных зимних дней, победу над смертью и приветствие весеннего возрождения.


Ритуалы, связанные с Марзанной, в наше время потеряли свой священный характер. Теперь они являются просто развлечением — поводом для веселья, а по дороге празднуют начало весны. Обычно оно наблюдается в районе весеннего равноденствия - 21 марта. Наряду с местными фольклорными коллективами в празднике вместе с другими жителями принимают участие школьники и молодежь. К ближайшей реке, озеру или пруду шествием, состоящим из мужчин, женщин и детей, доставляют куклы ручной работы (а часто и куклы "Марзанок" - мужской аналог "Марзанки"). Поют традиционные песни, а в воду бросают чучела Марзанны. Иногда чучела сначала поджигают, либо рвут их одежду. Возвращение в деревню характеризуется особым вниманием к копам, которые украшены лентами и выдутыми яичными скорлупами. Процессия, еще поющая, возвращается в деревню. В некоторых местах (например, в Брынице — районе Мястечко-Сленске) после этого устраивают праздник в честь начала весны.
К сожалению, сегодня все меньше молодых людей воспринимают прыжки через огонь как забаву и не получают особого удовольствия от воссоздания этих ритуалов.

Некоторые историки предполагают, что образ Морены был прообразом Девы Марии — матери Сына Божьего. Но почему Морена со временем стала злой и жестокой по отношению к людям? Что ж, это загадка, которую мы не знаем, но люди из тех древних времен, вероятно, чувствовали ее гнев, и они поделились историей об этих ужасах с нами сегодня ... через эти ритуалы.