Найти тему
Броеруна

Человек плачет - утешаем грамотно.

Плач - занятие с двумя целями, если можно так выразиться. Первый - это сигнал, запрос о помощи, жалоба, призыв того, кто утешит. При этом запрос может конфликтовать с другими установками плачущего и он может воспротивиться утешению, сопротивляться заботе и помощи, что с этим делать - расскажем ниже.

В другом случае человек может плакать, выплакивая горе и снижая собственный стресс, в таком случае он не нуждается в зрителях и слушателях, плачет, пока не "полегчает на душе", после этого наблюдается психологическое истощение, усталость, опустошенность, равнодушие.

Рыдания могут длиться до 2 часов, потом неизменно наступит спад. Эта деятельность крайне энергозатратная, после долгого плача человек теряет силы и долго восстанавливатся. Источник - яндекс картинки.
Рыдания могут длиться до 2 часов, потом неизменно наступит спад. Эта деятельность крайне энергозатратная, после долгого плача человек теряет силы и долго восстанавливатся. Источник - яндекс картинки.

Определить - плачет как жалоба или плачет для себя - невозможно на глаз, да и не нужно. Ведь если человек просит помощи - ее дать несложно, а если помощь ему не нужна - он даст понять, чтоб от него отстали.

Первое. Вы видите плачущего человека. Не надо его спрашивать "У тебя все в порядке?" - какой, к лешему, порядок, если он уже плачет. Непорядок налицо. Также не стоит задавать вопросов "Расскажи мне немедленно, что случилось, я оторву им всем голову". Часто плачущий человек стыдится своего состояния и не может связно говорить - всхлипывания, красное лицо, душевный разлад не лучшие элементы для допроса или терапевтической беседы.

Нужно дать выплакать острое болевое чувство. Не важно, притворное оно, искреннее, демонстративное или тайное - позвольте пройти первой буре рыданий и приступайте к утешению. Не к расспросам и решению проблемы, а к стабилизации нервного состояния человека. Спрашиваете конкретное, на что можно ответить односложно или жестом да/нет: "Хочешь, я принесу тебе пить?", "Можешь пойти со мной?" (если нужно перевести плачущего в/из помещения, уложить, укутать пледом.

Плед - заменитель обнимашек. Обязательный инструмент в деле утешения. Источник - яндекс картинки.
Плед - заменитель обнимашек. Обязательный инструмент в деле утешения. Источник - яндекс картинки.

Плед - это не просто тепло, это символическая обнималка, заменитель объятий, защита от окружающего мира, собственное гнездо, нора и убежище. Обычно плед хорошо помогает, особенно в тех случаях, когда человек не любит физический контакт и обнимашки могут его еще больше фрустрировать. Итак, теплый сладкий чай/кофе/морс, плед, уютное безопасное место без зрителей и кудахчущей группы поддержки. Все любопытные "заботушки" могут получить свое позже. Не бойтесь изгнать их с территории, где вы проводите мероприятие по поддержке горюющего человека. Это не шоу и не тусовка.

Не нужно говорить лишних слов - пытаться утешить словами. Не зная контекста ситуации, можно ненароком ударить по больному месту и спровоцировать новый приступ рыданий. Ждем терпеливо, когда наш закутанный горемыка немножко продышится, вот теперь можно расспрашивать, но крайне осторожно.

"Мне хочется понять, что случилось, чтобы помочь тебе" - максимально тактично выяснить причину слез и не высмеивать, как бы ничтожна эта причина не показалась вам. Потому что ежели человек от нее в рыдания ударился, для него это явно не пустяк. Если не хочет рассказывать - его личное дело, не стоит давить. Лучше всего оставить возможность для откровенности: "Ты всегда можешь рассказать мне, я постараюсь понять, что бы это ни было, не буду тебя ругать или смеяться".

Если плакавший рассказывает свою проблему, не спешите со спасительным решением, выдержите паузу. Обдумайте. И спросите: "И что ты думаешь со всем этим делать?". Возможно, ответ вас удивит, потому что, пока человек плакал, он успел принять решение, выбрав оптимальный вариант. Дайте ему самому попробовать справиться с проблемой и лишь предложите свою помощь: "Если хочешь, я могу помочь тебе - я могу сделать это и вот это", не навязывая и не диктуя "правильно/неправильно".

Не увлекайтесь игрой в спасателя, лучше смотрите и слушайте, тихое внимание принесет горюющему больше пользы. Источник - яндекс картинки.
Не увлекайтесь игрой в спасателя, лучше смотрите и слушайте, тихое внимание принесет горюющему больше пользы. Источник - яндекс картинки.

Зачастую люди, желающие помочь, так увлекаются ролью спасителя, что бегут со своим вредным добром "Я бы на твоем месте сделал бы так...", "А хочешь совет? Надо сделать вот так и эдак" - не слушая согласия или протеста собеседника. Но в случае помощи нужно ориентироваться на мнение пострадавшего, это его жизнь, а не удовлетворять свое эго и жажду справедливости.

Если плачущий - вы сами, то утешайте себя по той же схеме - позволить пройти самым сильным рыданиям, закутаться в плед, выпить чаю или кофе и задать себе вопрос: "А что делать дальше и кто мне может в этом помочь?" и обязательно примите любое свое решение, как самое лучшее, не обесценивайте его и отнеситесь с пониманием. Ничто не ерунда.