Много лет работаю в детском летнем лагере и молодые вожатые иногда боятся признаться в том, чего они не умеют делать или боятся оказаться в ситуации, на которую нет алгоритма, сценария, как вести себя, чтобы достигнуть успеха.
Вопросы взаимодействия с детьми подросткового возраста крутятся примерно в одних и тех же границах - что приемлемо и что нет, как не нанести ребенку травму, как расположить к себе подростка, что делать в неловких ситуациях, когда нужно оповестить родителей о поведении ребенка, какие средства можно (этически и законно) применять для влияния на поведение ребенка.
Рассмотрим самый простой - о чем поговорить с подростком, которого видишь первый раз в жизни, как наладить с ним разговор? Во-первых, не надо изображать то, чего нет. Если взрослый стесняется, боится, тупит или устал - подросток быстро поймет и притворство точно повредит вашей репутации в его глазах. Не бойтесь честно сказать (и себе тоже), что вы не в лучшей форме, что вы робеете и не знаете, что сказать и что делать.
Но лучше иметь заранее заготовленный набор тем, из которых можно построить знакомство. Лучше, если подросток не один, а их двое-трое, тогда они смогут активнее говорить и меньше стесняться, плюс - они лучше узнают друг друга и может, впоследствии подружатся.
Во-первых, нужно представиться - как вас зовут и что вы делаете в этом месте "Я Маша и я ваша вожатая. Это как староста в классе, чем-то главнее, а чем-то и менее важная. Ко мне можно обращаться за тем-то и тем-то. Можно пошутить "я не знаю, как сюда попала, меня привезли и сказали, что тут проводят опыты над людьми, чтоб я никому это не говорила... о боже, я проболталась, мне конец" - но такие шутки хороши, если дети настроены позитивно, готовы понять юмор, а не свернуться в черепашку.
Нужно узнать, как зовут детей, даже если вы знаете их по бумагам. Спросите, есть ли у них братья, сестры, поделитесь своим семейным опытом с братом или сестрой, как складывались ваши отношения в подростковом возрасте.
Спросите о домашнем питомце - это беспроигрышный вариант. У всех либо есть кто-то дома, либо хочется завести. Можно пообсуждать, какой питомец интереснее, особенности ухода или послушать истории детей про их животных.
Можно спросить, какие у них ожидания от предстоящего отдыха (мероприятия), но неофициально, а по-домашнему: чего бы хотелось, чтобы было. Что вызывает опасения, есть ли уже друзья, или хочется познакомиться.
Расскажите какую-нибудь забавную историю из жизни лагеря (или из своего опыта), с хорошим концом. Часто рассказывание простых историй из личного опыта стимулирует у подростков желание рассказать о себе и о том, что они знают, умеют, хотят узнать. Поддерживайте разговор таким образом, чтобы больше говорил сам ребенок. Если он отказывается от диалога, просто расскажите свои ожидания, что все будет хорошо и сначала трудновато. Предложите чаю с печеньем, пройтись по территории, покажите, где что расположено и заверьте в своем безотказном дружелюбии.
Подростки охотно обсуждают музыку, фильмы, мультфильмы, персонажей, есть те, кто рисуют, но стесняются показывать свои работы - не настаивайте, всему свое время.
Можно поговорить об учебе - но обычно эта тема так замусолена родителями и прочими взрослыми, что лучше ее отложить на совсем безвыходную скуку. Лучше поговорить о монстрах и страхах, как с ними бороться. Поговорить о любимых игрушках и видах одежды.
Словом, разговор с подростком - это простые человеческие темы. Не эксплуатируйте молодежный жаргон и сленг, если вы им не владеете естественно, потому что это выглядит со стороны детей, как спекуляция "я знаю ваши словечки, я хочу втереться к вам в доверие", лучше спросить значение непонятных вам новых слов и вспомнить аналоги из вашего детства.
Будьте просто хорошим человеком и добрым другом, тогда и коммуникация наладится!