Найти тему
Учитель гармонии

Репетитора заказывали?

Оглавление

Качественное репетиторство - это высокое искусство. Тема дискуссионная, многосторонняя - и категорически не потерпит к себе потребительского отношения.

Поделюсь своими наблюдениями как педагог со стажем, получивший в своей жизни тысячи конвертиков с наличкой. Объясню, почему я хотела бы выстроить образование своих детей без участия репетиторов.

Я отношусь к поколению сорокалетних, родилась в Подмосковье, живу в Москве и воспитываю четверых детей - двоих младших школьников и двоих дошкольников. Закончила консерваторию, аспирантуру - и пришла на работу в родное музыкальное училище. Там моя трудовая книжка живёт уже давно, оттуда меня четырежды отпускали в декрет. Моя специализация - теория музыки.

Начинала я, конечно же, в ДМШ, в неполные двадцать лет. Училась на своих ошибках, прислушивалась к старшим коллегам, порой выслушивала много нелицеприятного в свой адрес. Молодым очень сложно пробиться в педагогике, даже при особых талантах и компетентности. Никуда не денешься от наездов типа "А вот ты сначала роди"...

Родила я поздно, но сразу четверых за восемь с половиной лет. Следовательно, львиная доля моих репетиторских изысканий датируется периодом между 2000 и 2010 годами (хотя были и за последнее время поиски). Припомню, серьёзный опыт!
-2

В начале 2000-х, в студенчестве, я бралась за любую работу: мы с родителями сообща вкладывались в строительство квартирки поближе к Москве. Я долгое время мирилась с общежитской реальностью, и детям своим я такого не пожелаю никогда. Категорически.

Все мои репетиторские заработки того периода имели место на выезде. Юго-Восточный округ Москвы я знала как свои пять пальцев - особенно Кузьминки и Жулебино. Народ подбирался в соответствии с местоположением моей тогдашней ДШИ. Дети были из моих групп, из чужих групп, вообще не из групп, знакомые знакомых, троюродные братья, крестники, представители какого-то очередного прихода... Все подряд. Нескончаемая вереница.

Сейчас, по прошествии лет, отчётливо понимаю, как работало "сарафанное радио". Мол, есть девушка интеллигентная, по виду не богатая, определённо славянка, незамужняя-бездетная, поёт хорошо, на пианино отлично играет... Надо бы её пригласить, пусть с дитятком позанимается, поразвивает. Деньги-то ей, небось, сильно нужны. А берёт недорого: видать, очень совестливая, настоящая христианка. В консерватории учится: как такую упустишь?

Работала я за бесценок. Мне же хотелось постоянства, а так мамочки воздыхали активнее - и ученики держались годами.

В общем, сейчас я с ужасом вспоминаю, что в течение недели мне удавалось дать пятнадцать-двадцать частных уроков - и это помимо учёбы и работы с группами в ДШИ. Молодой организм всё стерпит...

Беда в другом. Я считаю те годы выброшенными из своей жизни. Разве что опыт выживания... Переезжая из квартиры в квартиру, я оседала на РАЗНЫХ кухнях, пила чай с РАЗНЫМИ мамами и бабушками, вкушала какие-то непонятные супы, вдыхала собачью шерсть - а потом шла за расстроенный инструмент, втолковывать РАЗНЫМ детям то, что им было совершенно по барабану. Лишь за двоих храню гордость: парнишка из Жулебина пошёл впоследствии в семинарию, а ещё одна девочка дослужилась спустя годы до вокального факультета консерватории. Остальные занимались, потому что так хотели их родители. Потому что их родителям меня посоветовали. Потому что я недорого беру, а детка, глядишь, продвинется.

Меня жалели, за меня переживали, мне собирали котомки с продуктами в общежитие. Сначала я отбивалась, но вскоре поняла: бесполезно.

Я была уже аспиранткой, когда вдруг поняла, что с "неквалифицированным трудом" пора завязывать. Не тут-то было! Семьи "частников" держались за меня мёртвой хваткой, и однажды пришлось рвать эти балластные связи очень решительно.

-3

С тех пор я никогда не "репетировала" "просто школьников" - с непонятной целью просто музыкального развития. Мне потребовалось время, чтобы стать разборчивой. И да, я разборчивой стала. В статусе преподавателя консерваторского училища, я принимала заказы на частные уроки только по двум запросам - подготовка к поступлению в училище, подготовка к поступлению в музыкальный ВУЗ.

Круг потребителей моих услуг, к счастью, заметно сузился. Я стала требовать за занятие огромные, по моим представлениям, денежные суммы - и были они раза в четыре меньше, чем заламывали маститые коллеги. Нетрудно догадаться, что по этой самой причине я как репетитор вскоре стала популярна, и жизнь моя вновь уподобилась конвейеру. Я успела к тому времени переехать в вожделенную собственную "однушку", но её удалённость от центра заставляла вновь заниматься абы где. Частенько - прямо в училище (охрана тогда смотрела сквозь пальцы), иногда и дома у ученика. Как я тогда не тронулась умом - уже не помню. В качестве бонуса прилагалась отличная поступаемость моих "частников" в консерваторию.

Расценки я с годами повышала, но совесть меня терзала нещадно. Ну не понимала я, как можно отрывать от родительского бюджета такие суммы, скажем, для оплаты уроков сольфеджио и гармонии. Я и сейчас этого не понимаю...

Я голосую за выбор профессии из того, что ПОЛУЧАЕТСЯ ХОРОШО И ОЧЕНЬ ЛЕГКО. ПОЛУЧАЕТСЯ САМО. Без репетиторской поддержки.

У меня случались частные ученики из крайне обеспеченных семей, в которых родители сами устанавливали расценки. И тогда на меня сыпался золотой дождь. Всё вспоминаю одну квартиру на Новом Арбате... Это уже из последнего. Я приезжала к абитуриентке училища почти каждый день во времена своего третьего декрета, и длилось это более полугода. Без преувеличения, мой сын Анатолий, тогда грудной малыш, возрастал в коляске на том самом балконе, в переулке между Смоленской и Арбатской. Девочка занималась по три часа, бабушка при необходимости ползала по полу с проснувшимся Толиком, кормила его свежезакупленными творожками. Охота пуще неволи. Девочка Лиза, пианистка, в училище поступила, сдав сольфеджио и элементарную теорию наилучшим образом. Толян вырос и больше ни на чьём балконе не спал.

Из школьного проднабора
Из школьного проднабора

Я стала матёрым преподом. На сегодняшний день, я соглашаюсь взять частного ученика при соблюдении ряда условий...

  • Чётко оговаривается цель занятий, и она может быть связана только с абитурой. Ни общее развитие, ни "троечку исправить" - меня уже не трогает. Ищите зелёную молодёжь.
  • Ученик достаточно талантлив, а главное - трудоспособен. Для того, чтобы поступить на конкретную специальность. В текущем сезоне. Я работаю с гарантией!
  • Родители умны и мотивированы, причём не абстрактно, а в соответствии с запросом. Родители адекватно оценивают возможности ребёнка. Родители - союзники педагога.
  • Родители трудоспособны, хороши в своей профессии - и отдадут за мои уроки не самые последние деньги, оставленные "на чёрный день".

Вот в таких условиях я бы согласилась работать сейчас. Да, непременно очно. Никакого скайпа и удалёнки. Глаза в глаза.

-5

А теперь о моих кровных детях.

Многие родственники и знакомые справедливо недоумевают, зачем я так настаиваю на их музыкальных занятиях. Речь идёт о серьёзном тренаже с ранних лет, и вот что я скажу по этому поводу.

Да, очень вероятно, что дети, особенно мальчики, предпочтут совершенно иную профессию. Не исключено, что найдётся дело по душе, востребованное обществом, которое получится у моих детей лучше, чем музыка.

Но ПОМОЧЬ, ПОСПОСОБСТВОВАТЬ я могу им исключительно в своей профессии, глубоко мною освоенной в течение так-эдак лет тридцати пяти. Для своих детей я могу служить лучшим репетитором. Совершенно бесплатно. И, поверьте, они это ценят.

Актёрские и музыкантские династии - это глубоко осмысленные решения достойных семей. Лучше всего, когда у ребёнка есть наставник из числа преподавателей школы/училища, а родитель - "репетиторствует".

"Пойти по стопам родителей" - это отнюдь не смешно, это умно. Вопрос только один: было бы за кем/чем стремиться. А ещё важно, чтобы мама и папа свою работу сами уважали...

Дети рисуют
Дети рисуют

Мои старшие дети пока малы, и до ГИА/ЕГЭ нам ещё жить и жить. Тем не менее, я полна решимости справиться с общим образованием также без обращения к репетиторам. На себя готова взять всю "филологию", а уж математиков и физиков в нашей семье несколько поколений. А ещё: наши дети ходят в школу без пропусков - и сами, в общем-то, думать умеют...

Самая распростанённая причина найма репетитора к ЕГЭ - недостаточная вовлечённость родителей. И нежелание вовлекаться. Да, работа, большая занятость, верно. Но несколько часов в неделю для поддержки СВОЕГО ребёнка мы изыскать просто обязаны.

Впрочем, кому-то легче оплатить поход к компетентному товарищу - либо вызов этого товарища в свою крепость. Каждый выбирает сам.

Я получила в жизни свой жёсткий, тяжёлый и (без преувеличения) унизительный опыт репетиторства.

Я неплохо на этом заработала, и труд мой был каторжным. Я хочу вступиться за всех репетиторов мира, которых хоть раз оскорбили клиенты... заказчики... потребители образовательных услуг... Оскорбили вовсе не обязательно ранящими словами - а больше своим маргинальным отношением.

Я не поведу своих детей к репетитору, потому что я не хочу ставить человека и педагога в положение огромного морального неудобства.

Впрочем, найдутся сотни и тысячи других, кто поведёт. Не моргнувши глазом - поведёт, кинет небрежно тот самый конверт с наличкой. А потом дитятко провалит ЕГЭ, а мамаша-фурия закатит большой скандал.

А ведь скандала можно легко избежать... Просто учитесь сами хорошо, пока молодые. И за детей своих отвечайте - тоже - сами.